ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований. Основными задачами ученического научного общества являются:
а) широкое привлечение учеников к участию исследовательской работе;
б) развитие всех форм исследовательской работы, распространение положительного опыта организации этой работы;
в) активное участие в интеллектуальной жизни школы, достойное представление ее в конференциях, смотрах и конкурсах исследовательских работ;
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- Исследовательская работа школьников организуется в таких формах, как:
а) работа в школьных кружках и группах по интересам;
б) выполнение индивидуальных исследовательских работ под руководством преподавателей;
в) участие в предметных олимпиадах;
г) участие в ежегодной конференции школы;
д) участие в районной конференции и конкурсах исследовательских работ.
- Исследовательская работа школьников организуется в направлениях, определённых в рамках секций:
- "Филология (русский язык и литература, белорусский язык и литература)"
- "Английский язык, филология, страноведение"
- "Естествознание"
- "Химия"
ЧЛЕНСТВО В УЧЕНИЧЕСКОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
Членом ученического научного общества может быть каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в исследовательской работе. Возрастные ограничения не вводятся, поскольку противоречат открытому характеру общества. Решение о принятии в члены научного общества принимается на собрании действующих членов научного общества по рекомендации научного руководителя или администрации школы общим голосованием.
Член ученического научного общества обязан:
а) систематически вести исследовательскую работу в одном из кружков или в индивидуальном порядке под руководством преподавателя;
б) периодически выступать на заседаниях научного кружка с докладами, сообщениями;
в) принимать участие в ежегодной конференции школы;
г) участвовать в районных конференциях и конкурсах исследовательских работ, предметных олимпиадах;
д) вести работу по вовлечению в научное общество других учеников.
Член ученического научного общества имеет право:
а) представлять свои научные работы на школьные, районные, областные конкурсы и конференции;
б) участвовать в экскурсиях и экспедициях ученического научного общества;
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
Основной организационной формой ученического научного общества является научный кружок или группа по интересам.
В школе действует собрание членов ученического научного общества, которое, собираясь не реже двух раз в год, выбирает Совет НОУ, обсуждает планы на будущее и анализирует проделанную работу.
Общее руководство работой ученического научного общества возложено на орган ученического самоуправления – Совет НОУ. Вопросы НОУ курирует заместитель директора по основной деятельности Бохан В.Н., руководитель НОУ Никищенкова Н.Г., который также осуществляет учет результатов исследовательской работы школьников и поощрение активистов.
Базовым результатом работы общества является ежегодная конференция исследовательских работ, на которую представляются лучшие работы школьников в текущем учебном году по разным направлениям. Конференция проводится в феврале, в результате которой подводятся общие итоги работы школы в этом направлении, проводится награждение.
Распределение функциональных обязанностей
Руководитель НОУ
- осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;
- организует планирование работы;
- разрабатывает нормативную базу реализации исследовательской деятельности: положения, рекомендации, требования;
- проводит методическую работу с преподавателями по проблеме использования исследовательских, проектных и других развивающих технологий обучения;
- координирует деятельность административно-педагогического персонала по данному вопросу;
- консультирует руководителей ученических исследовательских работ;
- дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в школе, анализирует и корректирует ее ход;
- организует проведение интеллектуального марафона, познавательных игр и конкурсов;
- оказывает помощь в проведении массовых мероприятий школьного научного общества.
Руководитель ученической исследовательской работы
- составляет примерный перечень тем исследовательских работ;
- оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследования;
- составляет вместе с учеником рабочую программу исследования;
- осуществляет текущее руководство, оказывает методическую, организационную помощь в проведении исследования;
- оказывает помощь учащимся при подготовке к выступлению на конференции различного уровня.
Циклограмма
деятельности учителя
по руководству исследовательской работой учащихся
Сентябрь
Составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы.
Октябрь
Консультация по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования.
Ноябрь-декабрь
Консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных.
Январь-февраль
Консультирование по написанию и оформлению работы.
Март
Консультирование по подготовке устной защиты работы; защита работы на школьной конференции.