Специальное образование

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Комплектование ПКПП

     С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся и запроса руководителя учреждения образования).

Графік работы настаўніка-дэфектолага

Герко Юліі Збігнеўны

ДУА “Залескі НПК дзіцячы сад – сярэдняя школа Вілейскага раёна”

на 2 паўгоддзе 2019/2020 нав.года

Панядзелак   

10.50 – 11.45

14.15 – 14.55

Аўторак

14.15 – 14.55

Середа

 8.30 – 10.45

Чацвер

14.15 – 14.55

15.40 – 16.10

Пятніца

10.55 – 12.55

14.00 – 14.40

 

Графік правядзення кансультацый настаўніка-дэфектолага ПКПД

на 2019/2020 навучальны год

 

№ п/п

Дата правядзення

Час

 правядзення

Група асоб, для якіх праводзіцца кансультацыя

1.

24.09

14.40-15.40

Для законных прадстаўнікоў навучэнцаў

2.

22.10

14.40-15.40

Для педагагічных работнікаў

3.

19.11

14.40-15.40

Для навучэнцаў

4.

17.12

14.40-15.40

Для законных прадстаўнікоў навучэнцаў

5.

28.01

14.40-15.40

Для педагагічных работнікаў

6.

25.02

14.40-15.40

Для навучэнцаў

7.

24.03

14.40-15.40

Для законных прадстаўнікоў навучэнцаў

8.

21.04

14.40-15.40

Для педагагічных работнікаў

9.

19.05

14.40-15.40

Для навучэнцаў

свернуть

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Комплектование ПКПП

     С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся и запроса руководителя учреждения образования). По итогам предварительного обследования выявляютсяобучающихся, которые нуждаются в корркционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям обучающихся о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи, графике работы психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении обучающегося с ОПФР в ПКПП. Учителем-дефектологом ПКПП разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося.

Зачисление обучающихся в пункт осуществля­ется приказом руководителя учреждения образова­ния(организации), создавшего пункт, на основании следующих документов:

заявления законного представителя обучающе­гося;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (да­лее - ЦКРОиР).

В пункт могут зачисляться обучающиеся из других учреждений образования, реализующих обра­зовательную программу дошкольного и общего сред­него образования, при наличии свободных мест.

Отчисление обучающихся из пункта осущест­вляется приказом руководителя учреждения обра­зования, создавшего пункт, после исправления нарушений физического и (или) психи­ческого развития на основании списка обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утверждённого директором ЦКРОиР. В соответствии с данным списком руководитель учреждения образования издаёт приказ на отчисление обучающихся из ПКПП после исправления нарушений физического и (или) психи­ческого развития.

Отчисление из ПКПП может осуществляется  по другим причинам: смена места жительства, перевод в иное учреждение образования, отказ законных представителей обучающихся с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи. В данном случае основанием для отчисления из ПКПП служит заявление законных представителей обучающихся с ОПФР.

Особенности организации коррекционно-педагогических занятий

-занятия в пункте, направлены на исправление (или компенсацию)индивидуальных нарушений физического и (или) психического развития обучаю­щихся, восполнению пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельнос­ти, нормализацию учебной деятельности обучающихся с ОПФР;

-содержание занятий в ПКПП должно отвечать возрастным особенностям обучающихся с ОПФР, зачисленных  в ПКПП, но не дублировать содержание учебных программ по учебным предметам, установленным типовым учебным планом средней школы;

-коррекционные занятия проводятся индивидуально, с группой (5-6 человек) или подгруппой (2-4 человека) обучающихся с ОПФР;

-обследование и распределение по группам, подгруппам обучающихся с ОПФР проводятся учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года;

-занятия в ПКПП проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

 

Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?

     С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

    Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

     Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить: 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д. 2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). 3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит). 4. Мы часто радуемся, когда ребенок беглочитает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов. 5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым). 6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет). 7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил. Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

     Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

     Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях). Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

    Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

     Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

     Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятияобычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией: 1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста. Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил: 1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. 2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме. 3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению). 4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

 

Как правильно заниматься по заданию логопеда

1. Выполняем артикуляционную гимнастику 5-7 минут. Гимнастика проводится обязательно сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо полностью. Взрослый называет и показывает упражнение, а также следит за правильностью выполнения, ребенок выполняет. Все упражнения выполняются 3-4 раза и каждый день. Сначала выполняются более простые упражнения, затем более сложные.

2. Развиваем мелкую моторику 5 минут. Взрослый показывает пальчиковую игру, затем выполняет одновременно с ребенком и проговаривает текст, контролирует. Проводите по 2-3 игры, затем заменяйте их новыми. Делайте ребенку массаж подушечек пальцев, фаланг. Выполняйте упражнения с массажными мячами или другими предметами, а также предлагайте самостоятельно помассировать пальчики.

3. Выполняем упражнения на развитие речевого дыхания 3-4 минуты. Проводите дыхательные упражнения через час после еды. Взрослый называет, показывает упражнение, ребенок выполняет. Следите за выполнением упражнений: мышцы шеи, груди и рук не должны быть в напряжении.

4. Автоматизация звука 10-15 минут. Работу по автоматизации звука проводите постепенно. От простого к сложному: автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях и скороговорках. Для автоматизации звука используйте наглядность. Сначала звук произносите протяжно. Строго выполняйте подготовленный логопедом речевой материал.

   Помните: Чем чаще вы будете заниматься, тем эффективнее будет результат!!! Хвалите ребенка! Но и не забывайте постоянно следить за его речью! Не занимайтесь с ребенком в плохом настроении. Если у ребенка что-то не получается не сердитесь, постарайтесь переключить его внимание на другое упражнение, а затем доделайте не получившееся. Если ребенок устал не заставляйте его. Перед занятием поговорите с ребенком о том, как хорошо говорить правильно и красиво – тогда тебя все понимают. Пусть выполнение домашних заданий станет игрой для ребёнка. Приучайте ребёнка бережно относится к логопедической тетради.

 

Cоветы родителям

        Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом – внятно и последовательно излагать свои мысли.

     Период раннего детства является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». Первые три года жизни ребенка – критический период для речетворчества: заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает значительный словарный запас. Если в первые три года не уделить должное внимание речи ребенка, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

     Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  • С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом почаще давайте малышу видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
  • Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.
  • Говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».
  • Уделяйте ребенку больше времени; почаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт необходим.
  • Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.
  • Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый вопрос.
  • Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.

 

Развитие связной речи ребёнка в семье

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь имеет две формы:

1) диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми).

2) монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить. Отстаивать свое мнение.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям  дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоционально-образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиция языка учит детей четко и последовательно строить рассказ.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили - были дед да баба». Кто жили - были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?»

После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текса. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопрос: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?» «Сколько комнат было в медвежьем домике?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими допросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: «Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?», можно спросить: «Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович».

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского «Умей обождать» можно спросить: «Как курочка относилась к петушку, правильные ли совета она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…»

Внимание ребенка надо привлекать и к средствам выразительности языка: «Как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? Какие слова она ему говорила?»

Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» можно дать такие указания:

-      Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться.

-      Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал.

После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»

Большие по размеру художественные произведения   пересказывать  целиком не обязательно: для пересказа можно выделить только отдельные эпизоды, например, описание вещей или событий. Если ребенок затрудняется в пересказывании, ему можно по ходу задавать вопросы. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого содержания текста.

Одно из самых любимых занятий малышей – рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов. Например:

-      Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка?  (Мягкая, серая)

Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка». А потом просите ребенка повторить рассказ.

На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказа. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями (цвет, форма, размер), создавать настроение. Малышам целесообразно предлагать не статичную красивую куклу, а куклу-малыша, протягивающего к ребенку руки, или зайца, который чем-то огорчен и готов заплакать, или важного утенка в берете. Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребенок безошибочно реагирует на них: утешает плачущего зайца, берет на руки и ласкает малыша, копирует позу утенка. Но осмыслить и выразить эту необычность словами (неуклюжий, смешной) ребенок еще не умеет, и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослого: «Отчего грустит заяц? Чего он хочет? Почему на утенке берет?»

С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: «Это … (медвежонок). У медвежонка черные … (глазки). На голове у него надета … (шапочка)»

При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком», а потом показывает ребенку соответствующую картинку.

Более старшим детям можно предложить сравнить  две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть  обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются. Взрослый может использовать такой прием: скажи как я. У взрослого и ребенка одинаковые игрушки – мишки, но у взрослого большой коричневый, а у ребенка маленький черный. Взрослый говорит: «У меня большой коричневый мишка»; ребенок «У меня мишка маленький, черный». Взрослый: «У моего медведя уши круглые, пушистые»; ребенок: «У моего медведя уши тоже круглые, пушистые».

Ребенок данного возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим  планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как  «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»

Если совсем маленький ребенок учится только отгадывать загадки, то ребенок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».

Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3 игрушки, чтобы ребенку было легче составить  сюжет и включить  в повествование  всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например, предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. А затем можно предложить это сделать ребенку. Пусть ребенок для начала просто повторит рассказ взрослого. Но постепенно следует переходить к составлению рассказа ребенком самостоятельно.

Ребенок уже может рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Здесь могут тоже использоваться вспомогательные вопросы: «Где ты был летом? С кем ты отдыхал? Что было интересного на море?». Ребенку можно предложить примерный план рассказывания.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

·        в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»

 

·        сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»

·        предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности

·        предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных  героев

·        написать письмо своему любимому герою или автору сказки

·        сочинить разговор сказочных персонажей по телефону

·        придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед

·        рассказать историю от лица любимого героя или предмета

·        описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)

·        очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.

свернуть