Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Залесская средняя школа Вилейского района»
Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством аутистического спектра.
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль. Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.
Данный текст предлагает родителям советы, направленные на улучшение качества взаимоотношений.
Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребѐнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребѐнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.
Примеры:
а) Крики и ругань в семье могут напугать ребѐнка с РАС, вызвать у него
истерику.
б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребѐнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.
Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребѐнка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.
Примеры:
а) Ребѐнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребѐнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребѐнка постоянно.
б) Ребѐнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у
ребѐнка возникнут вопросы).
Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребѐнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской, комбинируйте методики, исходя из реакций ребѐнка.
Примеры:
а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за
вашим ребѐнком и найдите действенные для него методы.
Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребѐнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребѐнка.
Примеры:
а) Ребѐнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.
б) Ребѐнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.
Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребѐнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.
Примеры:
а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребѐнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоѐм или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.
б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.
Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребѐнка в этой области. Представьте, что всѐ вокруг вас орѐт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаѐт ваш ребѐнок. Ваша задача — облегчить ему это состояние.
Примеры:
а) Ребѐнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребѐнка.
б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шѐлк, шерсть), если ребѐнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.
Наказание ремнѐм, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжѐлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.
Советы родителям детей с РАС.
Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребѐнка соблюдали следующие рекомендации: Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребѐнок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребѐнком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребѐнка. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребѐнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша. Посещать занятия со специалистами. За любой успех ребѐнка надо поощрять. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.
Перспективы детей с РАС.
Что же ждѐт в дальнейшем ребѐнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всѐ зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всѐ равно останутся, просто не будут ярко выраженными.
Может быть, ребѐнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребѐнок с РАС очень нуждается в поддержке.
Если в 3 – 3,5 года
Если в 4 года
Если в 5 – 6 лет
Всё это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель – дефектолог в учреждении дошкольного образования или логопед в поликлинике.
Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:
Узнавать предметы по заданным признакам.