Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Залесская средняя школа Вилейского района»
2021/2022 учебный год
Цель: организовать деятельность учащихся школы, направленную на изучение состава образующихся в школе отходов и анализ источников их образования.
Задачи:
- включить учащихся школы в работу по изучению состава образующихся в школе отходов;
- проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях;
- определить фракционный состав отходов;
- определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за 1 день;
- отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице;
- акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением количества отходов, совместно с учащимися найти возможные варианты их решения.
Сроки исследования: январь 2022
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования. |
1. Изучить состав и количество отходов, образующихся в учреждении образования, проанализировать источники их образования. 2. Составить отчет по результатам изучения источников, количества и состава отходов. |
1. Проведен качественный и количественный анализ отходов, образующихся в учреждении образования, выявлены основные виды и источники образования отходов в учреждении образования. 2. Составлен отчет по результатам изучения источников, количества и состава отходов. 3. Фотоотчет. |
Этапы выполнения:
Таблица состава бытовых отходов в школе
Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования |
Вес отходов, граммы |
Удельный вес, граммы/% |
||
Учебные кабинеты |
Кабинеты технического и обслуживающего труда |
Столовая |
||
Пищевые отходы |
500 |
- |
2000 |
2500/34,3% |
Бумага, картон |
800 |
100 |
- |
900/12,4% |
Пластмассы
|
200 |
- |
1000 |
1200/16,4% |
Текстиль
|
- |
500 |
- |
500/6,8% |
Растительные отходы |
300 |
- |
- |
300/4,1% |
Стружка древесная |
- |
1000 |
- |
1000/13,7% |
Другие отходы |
200 |
100 |
600 |
900/12,3% |
Общее количество мусора |
2000 |
1700 |
3600 |
7300/100% |
Основные источники отходов в школе
2023/2024 учебный год
Руководитель объединения по интересам учитель химии и биологии Никищенкова Наталия Георгиевна
Количество участников: 13
2022/2023 учебный год
Цель: вовлечь учащихся в процесс уменьшения и правильного обращения с отходами внутри школы.
Задачи:
- на основании полученных данных предложить план мероприятий по сокращению образования и рациональному использованию отходов на территории школы;
- план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования довести до сведения учащихся, педагогов, техперсонала.
Дата выполнения: февраль 2023
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов. |
1. Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья. |
1. Разработан план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья. План согласован с руководством учреждения образования, доведен до сведения педагогов, техперсонала. |
План действий по минимизации объемов образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья
в государственном учреждении образования «Залесская средняя школа Вилейского района»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственный |
1. |
Ознакомить учащихся и коллектив школы с результатами исследования в школе. |
январь-февраль |
Никищенкова Н.Г. |
2. |
Включение в планы по воспитательной работе классных руководителей тематических информационных часов «доходы из отходов», «Что и как сортировать» по минимизации объемов образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья. |
постоянно |
классные руководители 1-11 классов |
3. |
Рейд по контролю за объемами образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья на территории школы. |
постоянно |
Никищенкова Н.Г. |
4. |
Провести неделю экологии. |
апрель |
Никищенкова Н.Г. |
5. |
Разработать памятки по минимизации отходов для учащихся, работников школы |
февраль |
Никищенкова Н.Г. |
6. |
Проведение акций «Сдай макулатуру – сохрани дерево» |
постоянно |
Классные руководители 1-11 классов |
7. |
Определить место сбора отходов и вторсырья в школе. |
февраль |
завхоз |
8. |
Вести постоянный контроль объемов образования отходов. |
постоянно |
Никищенкова Н.Г. |
9. |
Проведение разъяснительной работы с родителями по минимизации объемов образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья |
постоянно |
классные руководители 1-11 классов |
10. |
Размещение информации по минимизации объемов образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья на сайте учреждения образования. |
постоянно |
ответственный за сайт |
Руководитель объединения
по интересам «Зеленые школы» Н.Г.Никищенкова
2023/2024 учебный год
4.3. Выполнение плана действий по минимизации отходов в учреждении образования
Цель: выполнить план действий по минимизации отходов
Сроки реализации: 2023/2024 уч.г. (62 уч-ся)
Список участников:
Ноябрь, 2023. Сдано: макулатура - 728 кг, стекл0 – 162 кг, ПЭТ – 15 кг
2022/2023 учебный год
Количество участников: 65
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
Акция "Доходы из отходов", сентябрь 2022. Сдано 785 кг макулатуры, 42 кг стеклобоя, 45 кг пластика
Октябрь, 2022. Трудовой десант "Чистый поселок".
Ноябрь, 2022. Ребята дружины имени Павла Корчагина проводят игру "Эколенд"
03.11.2022. В рамках проекта "Зелёные школы" на осенних каникулах в дневном оздоровительном лагере "Радуга" прошла акция "Собери" по сбору отработанных батареек и пластиковых крышечек
Ноябрь, 2022. Ребята общественных объединений "БРСМ" и "БРПО" присоединились к челленджу "Новая жизнь в обмен на крышечки" в рамках благотворительного марафона "Делай великое, не ожидая великого".
Декабрь 2022. Членами обьединения "Зелёные школы" с бросового материала создана интересная новогодняя фотозона. Снеговик сделан из пластиковых стаканчиков, камин - из картона.
2021/2022 учебный год
Цель: анализ изменения ситуации отходов в школе, оценка эффективности проводимых мероприятий.
Задачи:
- провести беседы с учащимися о необходимости раздельного сбора мусора;
- выполнить план по сдаче вторсырья.
Сроки выполнения: январь- май 2022
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Выполнить план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов. |
1. Проведение цикла мероприятий по выполнению плана действий по минимизации отходов ив школе. 2. Организация информационной компании по обучению раздельному сбору отходов в школе, установка специальных контейнеров в школе для различных типов отходов. |
1. Проведен цикл мероприятий по выполнению плана действий по минимизации отходов в школе. 2. Проведена информационная компания по обучению раздельному сбору отходов в школе. 3. Установлены специальные контейнеры для различных типов отходов. 4. Фотоотчет. |
В нашем учреждении образования производится сбор следующих видов вторсырья:
Кроме того, наше учреждение образования организовало согласно проекта «Спаси жизнь ребенку» сбор пластиковых крышечек.
2022/2023 учебный год
4.4. Создание на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)
Цель: создать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов.
Задачи:
- определить место размещения приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) на школьной территории;
- подобрать приемлемую для размещения на школьной территории форму приспособления для компостирования;
- подобрать материал, из которого будет изготовлено приспособление для компостирования;
- выполнить работы по строительству приспособления для компостирования.
Сроки изготовления: октябрь 2022
Количество участников: 13
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Создать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) |
1. Определить место размещения приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) на школьной территории. 2. Подобрать приемлемую для размещения на школьной территории форму приспособления для компостирования. 3. Подобрать материалы, из которого будет изготовлено приспособление для компостирования. 4. Выполнить работы по строительству приспособления для компостирования. 5. Составить отчет. |
1. Определено место размещения приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) на школьной территории. 2. Подобрана форма приспособления для компостирования. 3. Подобраны материалы для приспособления. 4. Построено приспособление для компостирования. 5. Составлен отчет. 6. Фотоотчет. |
Ящик для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) находится на расстоянии 50 м от здания школы, размещен у края школьного огорода, из которого осенью был получен учащимися школы хороший урожай картофеля, свеклы и моркови. Вилейским районным исполнительным комитетом в сентябре 2022 года нашей школе была подарена теплица. В 2023 году запланировали получить хороший урожай томатов.
Ящик для компостирования сделан из бросового материала, из листов бывшего в употреблении шифера. Размеры следующие: высота – 1.35, длина – 3.40 , ширина – 1.80.
2023/2024 учебный год
Цель: организовать деятельность учащихся школы, направленную на изучение состава образующихся домашних условиях отходов и анализ источников их образования.
Задачи:
- включить учащихся школы в работу по изучению состава образующихся в домашних условиях отходов;
- проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в домашних условиях;
- определить фракционный состав отходов;
- определить вес фракций и процентный состав отходов;
- отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице;
- акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением количества отходов, совместно с родителями найти возможные варианты их решения.
Сроки исследования: октябрь 2023 – февраль 2024
Количество участников: 11
1. Герко Валерия
2. Орлова Дарья
3. Грудинко Мария
4. Павлюченко Надежда
5. Сафонцев Геннадий
6. Грудинко Матвей
7. Филистович Никита
8. Петрович Иван
9. Иванец Ульяна
10. Павлюченко Ирина
11. Лешок Виктория
Руководитель Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче. |
1. Изучить состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях, проанализировать источники их образования. 2. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях. 3. Составить отчет по результатам изучения источников, количества и состава отходов. |
1. Проведен качественный и количественный анализ отходов, образующихся в домашних условиях, выявлены основные виды и источники образования отходов. 2. Разработаны семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях. Памятки размещены на сайте учреждения образования. 3. Составлен отчет по результатам изучения источников, количества и состава отходов. 4. Фотоотчет. |
Этапы выполнения:
1. Сбор первичной информации и анализ источников образования отходов в домашних условиях.
2. Составление таблицы состава бытовых отходов за период октябрь 2023г – февраль 2024.
3. Составление перечня основных источников, количества и состава отходов в домашних условиях.
Проведение изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях.
Учащиеся 7 и 9-ых классов Сафонцев Артур и Сафонцев Геннадий проводили исследование количества отходов методом взвешивания и математических расчетов. Они сортировали и собирали мусор в различные пакеты: бумага (газеты, журналы, упаковки, коробки); пищевые отходы (очистки, яичная скорлупа, кости, остатки еды и т.п.); пластмасса (упаковки, бутылки, крышки, пакеты); металл (консервные банки, металлические крышки, алюминиевые банки); дерево (стружка); другие отходы (стекло: банки, бутылки; посуда, одежда, игрушки, резина).
Взвешивание проводилось каждую неделю на протяжении 5-ти месяцев. Все данные заносились в таблицы.
Таблица состава бытовых отходов октябрь-декабрь 2023
Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования |
Вес отходов, граммы |
Удельный вес, граммы/% |
||||||||||||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
||||||||||||
01.10-09.10 |
10.10-16.10 |
17.10-23.10 |
24.10-30.10 |
31.10-06.11 |
07.11-13.11 |
14.11-20.11 |
21.11-27.11 |
28.11 -.04.12 |
05.12.-.11.12 |
12.12 – 18.12 |
19.12 – 25.12 |
26.12 – 01.01 |
||
Пищевые отходы |
5000 |
4500 |
4400 |
4300 |
4500 |
5600 |
5700 |
4350 |
5200 |
6400 |
6430 |
6530 |
6890 |
32% |
Бумага, картон |
1500 |
1750 |
1640 |
1840 |
2300 |
1600 |
1700 |
1760 |
1400 |
2300 |
1980 |
1890 |
2340 |
12% |
Пластмассы |
600 |
550 |
670 |
780 |
890 |
690 |
540 |
548 |
650 |
768 |
880 |
870 |
900 |
4% |
Текстиль |
- |
- |
- |
3000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2% |
Растительные отходы |
1500 |
1700 |
1770 |
1750 |
2200 |
1670 |
1700 |
1730 |
1570 |
1800 |
1820 |
1980 |
2098 |
11% |
Стружка древесная |
- |
400 |
- |
- |
- |
- |
1300 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1% |
Другие отходы |
6700 |
6500 |
5600 |
5400 |
5300 |
5403 |
5670 |
5400 |
6740 |
6500 |
6530 |
5990 |
6750 |
38% |
Общее количество мусора |
15300 |
15400 |
13080 |
17070 |
15190 |
14963 |
15610 |
13788 |
15460 |
17768 |
17640 |
17260 |
18988 |
207517 / 100% |
Таблица состава бытовых отходов январь - февраль 2024
Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования |
Вес отходов, граммы |
Удельный вес, граммы/% |
|||||||||
январь |
февраль |
март |
|||||||||
02.01. – 08.01 |
09.01 – 15.01 |
16.01 – 22.01 |
23.01 – 29.01 |
30.01 – 05.02 |
06.02 – 12.02 |
|
|
|
|
||
Пищевые отходы |
5000 |
4550 |
3400 |
4300 |
4500 |
4600 |
|
|
|
|
33% |
Бумага, картон |
1400 |
1750 |
1600 |
1640 |
2300 |
1600 |
|
|
|
|
13% |
Пластмассы |
650 |
540 |
570 |
770 |
890 |
680 |
|
|
|
|
5% |
Текстиль |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
0% |
Растительные отходы |
1500 |
1800 |
1670 |
1750 |
1200 |
1670 |
|
|
|
|
10% |
Стружка древесная |
- |
400 |
- |
- |
- |
1200 |
|
|
|
|
2% |
Другие отходы |
6800 |
5500 |
4600 |
3400 |
4300 |
5400 |
|
|
|
|
37% |
Общее количество мусора |
15350 |
14540 |
11860 |
11860 |
13190 |
15150 |
|
|
|
|
104238 / 100% |
Таким образом, общий вес отходов за 5 месяцев составил 311755г (312 кг). Основная масса отходов, образующихся в домашних условиях, приходится на пищевые отходы, затем идут стекло, одежда, резина, дерево. Бумага по объёму занимает много места. Родители учащихся – педагоги учреждения образования, отец – учитель физики, мать – заместитель директора по основной деятельности. Они приняли активное участие в изучении состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях.
Ребята совместно с родителями разработали семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, а также распространили их среди учащихся школы и их родителей.
Памятка по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.