Обращение с отходами

4.1. Изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и анализ источников их образования

 

2021/2022 учебный год

Цель: организовать деятельность учащихся школы, направленную на изучение состава образующихся в школе отходов и анализ источников их образования.

Задачи:

 - включить учащихся школы в работу по изучению состава образующихся в школе отходов;

 - проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях;

- определить фракционный состав отходов;

- определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за 1 день;

- отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице;

- акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением количества отходов, совместно с учащимися найти возможные варианты их решения.

Сроки исследования: январь 2022

Количество участников: 17

  1. Дорошко Дарья
  2. Терещенко София
  3. Кучко Вадим
  4. Козел Карина
  5. Кравченок Версавия
  6. Ильеня Максим
  7. Демашкевич Руслан
  8. Нечаева Виолетта
  9. Петрашевич Диана
  10. Миликулов Владислав
  11. Слабодчик Артем
  12. Шевцов Андрей
  13. Казак Влад
  14. Герко Валерия
  15. Грудинко Мария
  16. Орлова Дарья
  17. Павлюченко Надежда

Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.

 

№ п/п

Задание

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования.

1.     Изучить состав и количество отходов, образующихся в учреждении образования, проанализировать источники их образования.

2.     Составить отчет по результатам изучения источников, количества и состава отходов.

1.     Проведен качественный и количественный анализ отходов, образующихся в учреждении образования, выявлены основные виды и источники образования отходов в учреждении образования.

2.     Составлен отчет по результатам изучения источников, количества и состава отходов.

3.     Фотоотчет.

 

Этапы выполнения:

  1. Сбор первичной информации и анализ источников образования отходов в школе.
  2. Составление таблицы состава бытовых отходов в школе за период январь 2022г.
  3. Составление перечня основных источников, количества и состава отходов в школе.

Таблица состава бытовых отходов в школе

Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования

Вес отходов, граммы

Удельный вес, граммы/%

Учебные кабинеты

Кабинеты технического и обслуживающего труда

Столовая

Пищевые отходы

500

-

2000

2500/34,3%

Бумага, картон

800

100

-

900/12,4%

Пластмассы

 

200

-

1000

1200/16,4%

Текстиль

 

-

500

-

500/6,8%

Растительные отходы

300

-

-

300/4,1%

Стружка древесная

-

1000

-

1000/13,7%

Другие отходы

200

100

600

900/12,3%

Общее количество мусора

2000

1700

3600

7300/100%

 

Основные источники отходов в школе

  1. Упаковочные материалы из полимеров и бумаги (от конфет, чипсов, печенья, соков, молока).
  2. Текстиль (обрезки ткани).
  3. Растительные отходы (листья комнатных растений).
  4. Пищевые отходы (кожура мандаринов и апельсинов, огрызки яблок).
  5. Стружка древесная.
  6. Пластмассы (фломастеры, ручки).
  7. Бумага, картон.

03022022_1

03022022_1

03022022_1

03022022_1

03022022_1

03022022_1

03022022_1

03022022_1

свернуть

4.2. Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

2023/2024 учебный год

Руководитель объединения по интересам учитель химии и биологии Никищенкова Наталия Георгиевна

Количество участников: 13

  1. Кучко Вадим
  2. Козел Карина
  3. Петрович Иван
  4. Иванец Ульяна
  5. Лешок Виктория
  6. Павлюченко Ирина
  7. Грудинко Матвей
  8. Герко Валерия
  9. Грудинко Мария
  10. Орлова Дарья
  11. Павлюченко Надежда
  12. Сафонцев Геннадий
  13. Филистович Никита

2022/2023 учебный год

Цель: вовлечь учащихся в процесс уменьшения и правильного обращения с отходами внутри школы.

Задачи:

- на основании полученных данных предложить план мероприятий по сокращению образования и рациональному использованию отходов на территории школы;

- план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования довести до сведения учащихся, педагогов, техперсонала.

Дата выполнения: февраль 2023

Количество участников: 17

  1. Дорошко Дарья
  2. Терещенко София
  3. Кучко Вадим
  4. Козел Карина
  5. Кравченок Версавия
  6. Ильеня Максим
  7. Демашкевич Руслан
  8. Нечаева Виолетта
  9. Петрашевич Диана
  10. Миликулов Владислав
  11. Слабодчик Артем
  12. Шевцов Андрей
  13. Казак Влад
  14. Герко Валерия
  15. Грудинко Мария
  16. Орлова Дарья
  17. Павлюченко Надежда

 

Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.

№ п/п

Задание

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов.

1.     Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

1.     Разработан план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья. План согласован с руководством учреждения образования, доведен до сведения педагогов, техперсонала.

 

План действий по минимизации объемов образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья

в государственном учреждении образования «Залесская средняя школа Вилейского района» 

 

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный

1.

Ознакомить учащихся и коллектив школы с результатами исследования в школе.

январь-февраль

Никищенкова Н.Г.

2.

Включение в планы по воспитательной работе классных руководителей тематических информационных часов «доходы из отходов», «Что и как сортировать» по минимизации объемов образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья.

постоянно

классные руководители 1-11 классов

3.

Рейд по контролю за объемами образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья на территории школы.

постоянно

Никищенкова Н.Г.

4.

Провести неделю экологии.

апрель

Никищенкова Н.Г.

5.

Разработать памятки по минимизации отходов для учащихся, работников школы

февраль

Никищенкова Н.Г.

6.

Проведение акций «Сдай макулатуру – сохрани дерево»

постоянно

Классные руководители 1-11 классов

7.

Определить место сбора отходов и вторсырья в школе.

февраль

завхоз

8.

Вести постоянный контроль объемов образования отходов.

постоянно

Никищенкова Н.Г.

9.

Проведение разъяснительной работы с родителями по минимизации объемов образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья

постоянно

классные руководители 1-11 классов

10.

Размещение информации по минимизации объемов образования отходов, реальному сбору отходов, сдаче вторсырья на сайте учреждения образования.

постоянно

ответственный за сайт

 

Руководитель объединения

по интересам «Зеленые школы»                          Н.Г.Никищенкова

 

свернуть

4.3. Выполнить план действий по минимизации отходов в школе

2023/2024 учебный год

4.3. Выполнение плана действий по минимизации отходов в учреждении образования

Цель: выполнить план действий по минимизации отходов

Сроки реализации: 2023/2024 уч.г. (62 уч-ся)

Список участников:

  1. Кравченок Версавия
  2. Петрашевич Диана
  3. Миликулов Владисла
  4. Слабодчик Артем
  5. Шевцов Андрей
  6. Казак Влад
  7. Герко Валерия
  8. Грудинко Мария
  9. Орлова Дарья
  10. Павлюченко Надежда
  11. Петрович Иван
  12. Иванец Ульяна
  13. Лешок Виктория
  14. Павлюченко Ирина
  15. Шишко Виктория
  16. Сафонцев Геннадий
  17. Филистович Никита
  18. Грудинко Матвей
  19. Ананич Ангелина
  20. Ананич Юрий
  21. Павлович Дмитрий
  22. Завадская Диана
  23. Павлюкевич Вероника
  24. Вишневская Ксения
  25. Миликулов Влад
  26. Селевич Марьян
  27. Гурова Мария
  28. Гуров Валентин
  29. Козел Ксения
  30. Мордас Яна
  31. Буркович Виолетта
  32. Мандрикова Полина
  33. Павлюченко Илья
  34. Ананич Назар
  35. Сафонцев Артур
  36. Лешок Алексей
  37. Рудь Алексей
  38. Герасименко Алексей
  39. Богудский Даниил
  40. Герасименко Андрей
  41. Завадский Егор
  42. Станкевич Ия
  43. Ананич Милана
  44. Мордас Елена
  45. Пресняков Артем
  46. Вишневский Матвей
  47. Шитик Вадим
  48. Михновец Антон
  49. Жданович Карина
  50. Цыбан Елизавета
  51. Семеняго Варвара
  52. Волчок Марк
  53. Шахрай Даниил
  54. Павлович Егор
  55. Вержбицкая Вероника
  56. Панфилова Анна
  57. Мандриков Евгений
  58. Ананич Виктор
  59. Сырокваш Максим
  60. Анасович Матвей
  61. Павлюкевич Анна
  62. Томялович Евгений

 

  1. Сентябрь, 2023. Акция «Сделаем мир чище!».

28122023_31

28122023_34

  1. Ноябрь, 2023

28122023_37

28122023_38

28122023_39

28122023_40

  1. Ноябрь, 2023. Акция «Сбереги природу – сдай батарейку».

28122023_41

28122023_42

28122023_43

  1. Декабрь, 2023. Акция «Мастерская Деда Мороза». Поделки из вторсырья.

28122023_44

28122023_45

        Ноябрь, 2023. Сдано:  макулатура - 728 кг, стекл0 – 162 кг, ПЭТ – 15 кг

 

2022/2023 учебный год

Количество участников: 65

  1. Кучко Вадим
  2. Козел Карина
  3. Петрович Иван
  4. Иванец Ульяна
  5. Павлюченко Ирина
  6. Лешок Виктория
  7. Кравченок Версавия
  8. Нечаева Виолетта
  9. Петрашевич Диана
  10. Миликулов Владислав
  11. Слабодчик Артем
  12. Шевцов Андрей
  13. Казак Влад
  14. Герко Валерия
  15. Грудинко Мария
  16. Орлова Дарья
  17. Павлюченко Надежда
  18. Шишко Виктория
  19. Сафонцев Геннадий
  20. Филистович Никита
  21. Грудинко Матвей
  22. Ананич Ангелина
  23. Ананич Юрий
  24. Павлович Дмитрий
  25. Завадская Диана
  26. Павлюкевич Вероника
  27. Вешневская Ксения
  28. Миликулов Влад
  29. Селевич Марьян
  30. Гурова Мария
  31. Гуров Валентин
  32. Козел Ксения
  33. Мордас Яна
  34. Буркович Виолетта
  35. Мандрикова Полина
  36. Павлюченко Илья
  37. Ананич Назар
  38. Сафонцев Артур
  39. Лешок Алексей
  40. Павлюкевич Анна
  41. Томялович Евгений
  42. Анасович Матвей
  43. Карпович Павел
  44. Ананич Милана
  45. Завадский Егор
  46. Сташкевич Ия
  47. Пресняков Артем
  48. Мордас Елена
  49. Вишневский Матвей
  50. Шитик Вадим
  51. Михновец Антон
  52. Жданович Карина
  53. Цыбан Елизавета
  54. Семеняго Варвара
  55. Волчок Марк
  56. Шахрай Даниил
  57. Павлович Егор
  58. Вержбицкая Вероника
  59. Карпович Ксения
  60. Ананич Виктор
  61. Дорошко Виктор
  62. Панфилова Виктория
  63. Саракваш Максим
  64. Мандриков Евгений
  65. Каминская Анна

Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.

Акция "Доходы из отходов", сентябрь 2022. Сдано 785 кг макулатуры, 42 кг стеклобоя, 45 кг пластика

Октябрь, 2022. Трудовой десант "Чистый поселок".

Ноябрь, 2022. Ребята дружины имени Павла Корчагина проводят игру "Эколенд"

03.11.2022. В рамках проекта "Зелёные школы" на осенних каникулах в дневном оздоровительном лагере "Радуга" прошла акция "Собери" по сбору отработанных батареек и пластиковых крышечек

Ноябрь, 2022. Ребята общественных объединений "БРСМ" и "БРПО" присоединились к челленджу "Новая жизнь в обмен на крышечки" в рамках благотворительного марафона "Делай великое, не ожидая великого".

Декабрь 2022. Членами обьединения "Зелёные школы" с бросового материала создана интересная новогодняя фотозона. Снеговик сделан из пластиковых стаканчиков, камин - из картона.

2021/2022 учебный год

Цель: анализ изменения ситуации отходов в школе, оценка эффективности проводимых мероприятий.

Задачи:

- провести беседы с учащимися о необходимости раздельного сбора мусора;

- выполнить план по сдаче вторсырья.

Сроки выполнения: январь- май 2022

Количество участников: 17

  1. Дорошко Дарья
  2. Терещенко София
  3. Кучко Вадим
  4. Козел Карина
  5. Кравченок Версавия
  6. Ильеня Максим
  7. Демашкевич Руслан
  8. Нечаева Виолетта
  9. Петрашевич Диана
  10. Миликулов Владислав
  11. Слабодчик Артем
  12. Шевцов Андрей
  13. Казак Влад
  14. Герко Валерия
  15. Грудинко Мария
  16. Орлова Дарья
  17. Павлюченко Надежда

 

Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.

№ п/п

Задание

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

Выполнить план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов.

1.     Проведение цикла мероприятий по выполнению плана действий по минимизации отходов ив школе.

2.     Организация информационной компании по обучению раздельному сбору отходов в школе, установка специальных контейнеров в школе для различных типов отходов.

1.     Проведен цикл мероприятий по выполнению плана действий по минимизации отходов в школе.

2.     Проведена информационная компания по обучению раздельному сбору отходов в школе.

3.     Установлены специальные контейнеры для различных типов отходов.

4.     Фотоотчет.

 

В нашем учреждении образования производится сбор следующих видов вторсырья:

  1. Бумага и картон.
  2. Отработанные батарейки.
  3. Стекло.

Кроме того, наше учреждение образования организовало согласно проекта «Спаси жизнь ребенку» сбор пластиковых крышечек.

10022022_1

10022022_1

10022022_1

10022022_1

10022022_1

10022022_1

свернуть

4.4. Создание на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

2022/2023 учебный год

4.4. Создание на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

Цель: создать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов.

Задачи:

 - определить место размещения приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) на школьной территории;

- подобрать приемлемую для размещения на школьной территории форму приспособления для компостирования;

- подобрать материал, из которого будет изготовлено приспособление для компостирования;

- выполнить работы по строительству приспособления для компостирования.

 

Сроки изготовления: октябрь 2022

Количество участников: 13

  1. Кучко Вадим
  2. Иванец Ульяна
  3. Лешок Виктория
  4. Козел Карина
  5. Павлюченко Ирина
  6. Петрович Иван
  7. Филистович Никита
  8. Грудинко Матвей
  9. Сафонцев Геннадий
  10. Герко Валерия
  11. Грудинко Мария
  12. Орлова Дарья
  13. Павлюченко Надежда

Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.

 

№ п/п

Задание

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

Создать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

1.     Определить место размещения приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) на школьной территории.

2.     Подобрать приемлемую для размещения на школьной территории форму приспособления для компостирования.

3.     Подобрать материалы, из которого будет изготовлено приспособление для компостирования.

4.     Выполнить работы по строительству приспособления для компостирования.

5.     Составить отчет.

1.     Определено место размещения приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) на школьной территории.

2.     Подобрана форма приспособления для компостирования.

3.     Подобраны материалы для приспособления.

4.     Построено приспособление для компостирования.

5.     Составлен отчет.

6.     Фотоотчет.

 

    Ящик для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) находится на  расстоянии 50 м от здания школы, размещен у края школьного огорода, из которого осенью был получен учащимися школы хороший урожай картофеля, свеклы и моркови. Вилейским районным исполнительным комитетом в сентябре 2022 года нашей школе была подарена теплица. В 2023 году запланировали получить хороший урожай томатов.

   Ящик для компостирования сделан из бросового материала, из листов бывшего в употреблении шифера. Размеры следующие: высота – 1.35, длина – 3.40 , ширина – 1.80.

свернуть

4.5. Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.

2023/2024 учебный год

Цель: организовать деятельность учащихся школы, направленную на изучение состава образующихся домашних условиях  отходов и анализ источников их образования.

Задачи:

 - включить учащихся школы в работу по изучению состава образующихся в домашних условиях отходов;

 - проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в домашних условиях;

- определить фракционный состав отходов;

- определить вес фракций и процентный состав отходов;

- отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице;

- акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением количества отходов, совместно с родителями  найти возможные варианты их решения.

Сроки исследования: октябрь 2023 – февраль 2024

Количество участников: 11

1.     Герко Валерия

2.     Орлова Дарья

3.     Грудинко Мария

4.     Павлюченко Надежда

5.     Сафонцев Геннадий

6.     Грудинко Матвей

7.     Филистович Никита

8.   Петрович Иван

9.   Иванец Ульяна

10.   Павлюченко Ирина

11.   Лешок Виктория

Руководитель  Никищенкова Н.Г.

№ п/п

Задание

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.

1.     Изучить состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях, проанализировать источники их образования.

2.     Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

3.     Составить отчет по результатам изучения источников, количества и состава отходов.

1.     Проведен качественный и количественный анализ отходов, образующихся в домашних условиях, выявлены основные виды и источники образования отходов.

2.     Разработаны семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях. Памятки размещены на сайте учреждения образования.

3.     Составлен отчет по результатам изучения источников, количества и состава отходов.

4.     Фотоотчет.

 

Этапы выполнения:

1.     Сбор первичной информации и анализ источников образования отходов в домашних условиях.

2.     Составление таблицы состава бытовых отходов за период октябрь 2023г – февраль 2024.

3.     Составление перечня основных источников, количества и состава отходов в домашних условиях.

Проведение изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях.

   Учащиеся 7 и 9-ых классов Сафонцев Артур и Сафонцев Геннадий проводили исследование количества отходов методом взвешивания и математических расчетов. Они сортировали и собирали мусор в различные пакеты: бумага (газеты, журналы, упаковки, коробки); пищевые отходы (очистки, яичная скорлупа, кости, остатки еды и т.п.); пластмасса (упаковки, бутылки, крышки, пакеты); металл (консервные банки, металлические крышки, алюминиевые банки); дерево (стружка); другие отходы (стекло: банки, бутылки;  посуда,  одежда, игрушки, резина).

Взвешивание проводилось каждую неделю на протяжении 5-ти месяцев. Все данные заносились в таблицы.

Таблица состава бытовых отходов октябрь-декабрь 2023

Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования

Вес отходов, граммы

Удельный вес, граммы/%

октябрь

ноябрь

декабрь

01.10-09.10

10.10-16.10

17.10-23.10

24.10-30.10

31.10-06.11

07.11-13.11

14.11-20.11

21.11-27.11

28.11 -.04.12

05.12.-.11.12

12.12 – 18.12

19.12 – 25.12

26.12 – 01.01

Пищевые отходы

5000

4500

4400

4300

4500

5600

5700

4350

5200

6400

6430

6530

6890

32%

Бумага, картон

1500

1750

1640

1840

2300

1600

1700

1760

1400

2300

1980

1890

2340

12%

Пластмассы

600

550

670

780

890

690

540

548

650

768

880

870

900

4%

Текстиль

-

-

-

3000

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2%

Растительные отходы

1500

1700

1770

1750

2200

1670

1700

1730

1570

1800

1820

1980

2098

11%

Стружка древесная

-

400

-

-

-

-

1300

-

-

-

-

-

-

1%

Другие отходы

6700

6500

5600

5400

5300

5403

5670

5400

6740

6500

6530

5990

6750

38%

Общее количество мусора

15300

15400

13080

17070

15190

14963

15610

13788

15460

17768

17640

17260

18988

207517 / 100%

 

Таблица состава бытовых отходов январь - февраль 2024

Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования

Вес отходов, граммы

Удельный вес, граммы/%

январь

февраль

март

02.01. – 08.01

09.01 – 15.01

16.01 – 22.01

23.01 – 29.01

30.01 – 05.02

06.02 – 12.02

 

 

 

 

Пищевые отходы

5000

4550

3400

4300

4500

4600

 

 

 

 

33%

Бумага, картон

1400

1750

1600

1640

2300

1600

 

 

 

 

13%

Пластмассы

650

540

570

770

890

680

 

 

 

 

5%

Текстиль

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

0%

Растительные отходы

1500

1800

1670

1750

1200

1670

 

 

 

 

10%

Стружка древесная

-

400

-

-

-

1200

 

 

 

 

2%

Другие отходы

6800

5500

4600

3400

4300

5400

 

 

 

 

37%

Общее количество мусора

15350

14540

11860

11860

13190

15150

 

 

 

 

104238 / 100%

 

    Таким образом, общий вес отходов за 5 месяцев составил 311755г (312 кг). Основная масса отходов, образующихся в домашних условиях, приходится на пищевые отходы, затем идут стекло, одежда, резина, дерево. Бумага по объёму занимает много места. Родители учащихся – педагоги учреждения образования, отец – учитель физики, мать – заместитель директора по основной деятельности. Они приняли активное участие в изучении состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях.

 Ребята совместно с родителями  разработали семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, а также распространили их среди учащихся школы и их родителей.

Памятка по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

  1. Макулатуру, стекло, изделия из пластика и полиэтилена, текстиль, металл сдавайте в приёмно-заготовительные пункты или приносите в пункт сбора учреждения образования.
  2. Подготовьте место для раздельного сбора отходов и начните сортировать их – раздельно собранные отходы – это не мусор, а вторичное сырье.
  3. Не выбрасывайте использованные батарейки, а сдавайте в специализированные контейнеры или приносите в учреждение образования..
  4. Покупая товары в магазине, отдавайте предпочтение бумажной упаковке.
  5. Покупайте напитки в стеклянной таре, которую можно использовать много раз, сдать в магазин.
  6. Старайтесь не покупать одноразовых предметов - бритв, зажигалок, бумажных стаканов, тарелок и салфеток.
  7. Ненужные одежду и обувь отдавайте тем, кто в этом нуждается или приносите в пункт сбора учреждения образования.
  8. Для уменьшения массы пищевых отходов используйте часть бытовых отходов на корм домашним животным.
  9. Используйте многоразовую сумку для покупок, тем самым вы сократите приобретение полиэтиленовых пакетов.
  10. Собирайте и сдавайте макулатуру в школу.

1

16032023_1

16032023_1

16032023_1

16032023_1

16032023_1

16032023_1

 

16032023_1

16032023_1

16032023_1

16032023_1

16032023_1

свернуть