Социально-педагогическая и психологическая служба

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

03.07.2020
Республиканский центр психологической помощи (далее – РЦПП) был создан в апреле 2019 года в структуре Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь
развернуть

Республиканский центр психологической помощи

48 маркеров стресса у вашего ребёнка

Во время своего роста каждый ребенок постоянно меняется и проходит через ряд кризисов, сопровождающих изменение его личности. К таким нормативным (одинаковым для всех) кризисам роста относят время новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста (13 лет). Кризисы сопровождают человека с самого момента его рождения, они закономерны и необходимы для развития и взросления.

Однако, в жизни ребенка могут случаться и ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, а вызванные изменениями или особенностями окружающей обстановки. Можно заранее предположить развитие стрессового состояния у ребенка при определенных обстоятельствах. К ним относятся  болезнь, смерть близкого человека, развод родителей, травмы и катастрофы, потеря любимого питомца, устройство в детский сад, переход в другое учебное заведение, переезд, расставание с друзьями и даже такое хорошее событие, как рождение брата или сестры. Родителям необходимо быть особенно внимательными к состоянию детей и постараться минимизировать негативные последствия этих событий.

У совсем маленького ребенка главной причиной стресса будет разлука с мамой, также он будет чутко реагировать на ссоры и плохое настроение родителей и изменение режима, о чем «сообщит» потерей аппетита или отказом от еды, нарушениями сна и излишней раздражительностью.

Если же явных видимых причин нет, по каким признакам можно понять, что ребенок испытывает стресс и находится в кризисном состоянии? Мы собрали для вас основные физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки неблагополучного состояния детей, когда им требуется ваша помощь:

Дошкольный и младший школьный возраст (3-7 лет)

- нарушения сна: тяжелое засыпание, частое просыпание, кошмары;

- энурез, энкопрез, боли в животе;

- усилившиеся страхи, нервозность, перепады настроения; 

- плач при изменении обстоятельств или появлении новых людей; 

- тревожная привязанность (цепляние, отказ побыть без родителей);

- появившиеся дефекты речи, отказ от речи;

- тревога, связанная со смертью, ожидание, что умершие могут напасть; 

- агрессивность, завышенные требования к окружающим;

- познавательные трудности, нарушения общения;

- приписывание воспоминаниям мистических свойств;

- трудности в осознавании причин своего беспокойства;

- беспомощность и пассивность в привычной деятельности;

- повторяющиеся проигрывания неприятного события;

- возрастной регресс (сосание соски, пальца, лепет);

- гиперактивность или же, наоборот, отсутствие активности;

- трудности адаптации к детским учреждениям.

Младший школьный и ранний подростковый возраст (8-11 лет)

- ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать;

- боли в животе, тошнота, рвота, расстройство стула, частое мочеиспускание, жалобы на боли в сердце;

- озабоченность своей ответственностью и виной; 

- низкая самооценка, излишняя старательность и ожидание похвалы;

- специфические страхи (своих переживаний, призраков, приведений);

- нарушения концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость;

- трудности в учебе, падение успеваемости, несмотря на старание;

- пересказы и проигрывание травматических событий, искажение их картины и навязчивая детализация;

- забота о безопасности своей и других, озабоченность здоровьем;

- перепады настроения, агрессия, безрассудное поведение, негативизм; 

- продолжительные капризы и вызывающее поведение, частая ложь;

- самоповреждающее поведение;

- нежелание идти в школу или гулять с друзьями, отрешенность;

- повышенная тревожность и волнение без видимых причин;

- проявления нервозности – тики, появившиеся дефекты речи;

- отсутствие аппетита и сна либо повышенный аппетит и сонливость.

Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12-17 лет)

- нарушение сна, головные боли, тремор, тики;

- стыд и чувство вины;

- страх оказаться ненормальным, чувство уязвимости;

  - частые приступы паники, страх находиться одному;

- жажда мстить и построение планов мести;

- острое чувство одиночества;

- нарушения памяти, концентрации внимания, рассеянность;

- употребление алкоголя или наркотиков, противоправное поведение;

- саморазрушающее или рискованное поведение;

- резкие изменения в межличностных отношениях;

- преждевременное вхождение во взрослую жизнь, половая распущенность, прогулы школы, побеги из дома.

Все эти симптомы не должны оставаться без внимания. Ребенку очень важны ваши участие, забота и тепло. Если он не может попросить у вас помощи и эмоциональной поддержки, предложите ее сами. Будьте искренними, внимательно слушайте ребенка, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Например: «Что с тобой случилось в последнее время? К кому твои проблемы имеют отношение?». Оцените глубину эмоционального кризиса. Задавайте вопросы о самочувствии, спрашивайте, что вы можете для него сделать. Внимательно отнеситесь к даже самым незначительным жалобам. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить. Спросите, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, предложите свои способы изменения ситуации.        

Если вы заметили один из следующих признаков: 

- интерес и фантазии на тему смерти и желания уйти из жизни;

- размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен;

- попытки ребенка попрощаться – непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь;

- приведение всех дел в порядок;

- дарение своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям.

Не оставляйте ребенка одного и немедленно используйте все возможные способы помочь ему избавиться от подавленного настроения и ощущения потери смысла жизни! Если чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обращаться к специалистам, например в Республиканский центр психологической помощи https://rcpp.by

свернуть

Профилактика суицидального поведения

19.06.2020
Суицидальное поведение - это ответная реакция на глубинные детские переживания, признание растерянности перед какой-либо объективно или субъективно значимой ситуацией, которую маленький индивид не может разрешить в одиночку.
развернуть

Не следует забывать, что дети и подростки сами по себе очень уязвимы. На их плечи ложатся и школьные нагрузки с огромным количеством новой информации, и порой чрезмерные ожидания взрослых, и самоутверждение в группе сверстников. Ребенка и подростка могут ранить такие вещи, которые взрослыми не всегда воспринимаются как стрессовые факторы: обидные слова, шутки, прозвища, неудача в первых любовных отношениях, в соревнованиях. Дети вообще не имеют еще точных представлений о грани жизни и смерти, поэтому зачастую могут просто не соотнести возможности своего организма с предельно допустимыми и принять, сами того не желая, смертельную дозу таблеток, спрыгнуть с высоты, «не подумав», что это может привести к летальному исходу.

Причины суицидальности детей и подростков очень разнообразны. Суицид, как правило, не вызывается одним фактором, он происходит тогда, когда накапливается комплекс причин. 

Многие считают, что суицидальные попытки совершают неуравновешенные люди с психическими расстройствами. Действительно, такое поведение бывает характерно для лиц, страдающих депрессией, биполярным аффективным расстройством, шизофренией, зависимостями от психоактивных веществ, расстройствами, связанными со стрессом.  Вместе с тем, в детской практике, как правило, суициды совершаются индивидами со здоровой психикой.

Социальные причины суицидов в детском и подростковом возрасте играют ведущую роль. К ним можно отнести изоляцию, связанную с изъятием из семьи и помещением в госучреждения, тяжелые утраты, бытовые неурядицы. К сожалению, эти причины хоть и являются важнейшими предпосылками детской и подростковой суициальности, однако чаще всего остаются незамеченными окружающими, и, как следствие, ребенок или подросток также остается без специализированной помощи.  Среди причин суицидов специалисты называют душевную боль, одиночество, ощущение безнадежности и беспомощности, обиду и недовольство собой (самоуничтожение), стыд за какой-либо совершенный поступок, выражение путем суицида протеста.

Факторами, подталкивающими подростка к суициду, могут быть: развод родителей, смерть одного из них, потеря доверительных отношений в семье, конфликты в школе, материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого «ничего».

Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают мысли покончить с собой. На каждый завершенный суицид приходится примерно 10 попыток самоубийств. При этом если человек уже совершал в прошлом суицидальную попытку, вероятность самоубийства возрастает в десятки раз. Именно по этой причине любые, даже самые «шантажные» и «несерьезные» попытки суицида в детском возрасте не должны оставаться без внимания специалистов. Практикующему же психиатру часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители преднамеренно скрывают от врача порезы на теле детей и подростков, объясняют их бытовым травматизмом, гораздо больше опасаясь не суицидального поведения, а «постановки на психиатрический учет».

Агрессивная реклама в средствах массовой информации и интернете, пропаганда насилия, убийства и самоубийства, деструктивные мультфильмы воздействуют на сознание детей и подростков.

Взрослые должны знать о проблеме детских и подростковых суицидов, суицидальном поведении, не оставлять без внимания суицидальные высказывания и обращать внимание на ряд признаков, сигнализирующих о возможной беде.

На что нужно обратить внимание?

  • пониженное настроение (часто расценивается как скука, грусть, тоска, угрюмость);
  • безразличное отношение к окружающим;
  • беспричинный страх, тревогу;
  • постоянное ожидание непоправимой беды;
  • потерю интереса к учебе, занятиям;
  • частые исчезновения из дома;
  • прогулы в школе;
  • снижение успеваемости;
  • изменение внешнего вида и поведения;
  • неряшливый вид;
  • молчаливость (не свойственная ранее);
  • раздачу личных вещей, особенно любимых;
  • потерю аппетита или переедание;
  • плохое поведение в школе;
  • употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ;
  • ощущение безнадежности;
  • отрицание хорошего в прошлом;
  • отсутствие планов на будущее;
  • рассуждение об утрате смысла жизни;
  • косвенные намеки о намерении покончить с собой;
  • поиск в интернете суицидальной тематики, способов самоубийства, клубов самоубийц.

Следует помнить, что многие дети и подростки (порядка 75 %), оказавшиеся в трудном положении, испытывающие внутренний дискомфорт или душевную боль, не обращаются за помощью к родителям и педагогам, а сами пытаются найти выход из сложившейся ситуации, доверяют свои переживания друзьям. Даже если они ищут возможность высказаться и быть выслушанным, то часто наталкиваются на глухую стену непонимания – их не слышат, не находят времени поговорить, их «беды» не воспринимают всерьёз. Дети с суицидальными мыслями и намерениями нуждаются в помощи психиатров, психологов и психотерапевтов, медикаментозном лечении, индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

При подозрении на попытку суицида нужно:

  • не выпускать ребенка или подростка из поля зрения в школе и семье;
  • обратиться за помощью к психиатру;
  • провести специализированное лечение;
  • оградить ребенка от стрессов;
  • вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.

Родителям необходимо восстановить дружелюбное отношение с ребенком, узнать причину, побудившую его на такой поступок. Говорить нужно как с равным, с пониманием и участием, стремиться понять ребенка, увидеть ситуацию его глазами, быть на его стороне.

свернуть

Игромания. Риск развития. Основные направления и негативные социальные последствия игромании

15.06.2020

На сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит вопрос игромании, поскольку все больше количества молодежи захватывает данная зависимость. Игромания – это болезненное состояние, при котором человек не может самостоятельно избавиться от сильного желания играть.

Игромания – это патологическая зависимость от любого вида игр (не только азартных). Не каждый человек понимает, что игромания – это серьезное психологическое заболевание, требующее лечения. В результате этого болезнь сильно запускается, а, следовательно, значительно усложняется лечение. В мозгах подростков, любящих играть в видеоигры, содержащих большое количество актов насилия, происходят необычные изменения. В участках головного мозга, отвечающих за эмоции, отмечается увеличение активности, в участках мозга, ответственных за контроль и концентрацию, наоборот наблюдается снижение активности. Любопытно, что увлечение "мирными" видеоиграми подобного воздействия не оказывает.  Есть люди, которые совершенно равнодушно относятся к азартным играм, а некоторые очень эмоционально. Как раз вторая категория людей с неуравновешенной нервной системой и становятся жертвами игромании. Такие люди такое чувство азарта, которое приравнивается по своей интенсивности к сильнейшей эйфории. Поэтому на сегодняшний день проблему игромании ставят на один уровень с такими общемировыми проблемами как наркомания, токсикомания и алкоголизм. Главное коварство увлечения играми заключается в том, что человеку сложно понять и признаться себе, что его увлечение переросло в патологическую зависимость. Это вызвано тем, что в отличие от алкоголизма и наркомании, где показатели зависимости достаточно явны, в игромании процесс опасного вовлечения в игру происходит плавно и незаметно. Но, так или иначе, процесс этот пагубен и ведет к разрушению человеческой личности. Последствия игромании можно разделить на такие виды: психические; социальные; физические. Данные сферы человеческой жизни приходят в состояние полностью противоположное норме. Психическая зависимость ведет к появлению агрессии и депрессивным состояниям. А, как известно, душевное состояние человека очень явно отражается на его физической форме. Поэтому здоровье тела также подвергается негативным нарушениям. Игромания оказывает огромный вред и на социальную сферу человеческой жизни. В связи с отрицательными изменениями игромана происходит целый ряд социальных разрушений – уход из семьи, разрыв отношений с любимыми и друзьями. Как и от упоминавшихся выше алкоголизма и наркомании, от игровой зависимости страдает не сам игроман. Подвергаются опасности и люди из его близкого окружения. Либо же больной человек может вовлекать в свой игровой мир своих друзей и знакомых, разрушая таким образом их прежнюю жизнь. Человек, патологически зависимый от игры, становится лживым и подавленным, прибегает к воровству. А потеря уважения окружающих и невозможность решения появившихся проблем зачастую приводит к суицидальным настроениям и добровольному уходу из жизни. Задача современного общества — осознать все серьезность последствий игромании и оказывать максимально возможную помощь в выздоровлении игроманов. Главное — не оставаться равнодушными, если у близкого человека начинаются проблемы с такой зависимостью. Игромания – это болезнь, требующая своевременного лечения.

свернуть

БУКЛЕТ

25.04.2020

Кучко-Голубович Татьяна Васильевна

  • Должность: Педагог-психолог
  • Образование: Современная гуманитарная академия
  • Категория: Категория первая
  • График консультаций: Вторник 8.00 - 12.00, 13.00 - 15.00 Среда 8.00 – 12.00, 13.00 - 15.00 Консультации для администрации и педагогов - 8.00 - 9.00 Четверг 8.00 – 12.00, 13.00 - 15.00 Консультации для учащихся - 8.00 - 9.00 Пятница 18.00 – 19.00 Суббота 8.00 – 9.00 Конультации для родителей - 8.00 - 9.00

Селицкая Нина Николаевна

  • Должность: Педагог социальный
  • Образование: БГПУ имени М.Танка
  • Категория: Категория первая
  • График консультаций: Понедельник 17.30 – 19.30 Вторник 12.30 – 16.30 Консультации для учащихся - 14.30 -15.30 Среда 12.30 - 16.30 Четверг 12.30 – 16.30 Консультации для педагогов - 15.00 - 16.00 Пятница 8.00 – 12.00 Суббота 8.00 – 10.00 Консультации для родителей и учащихся - 8.30 - 10.00