Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Залесская средняя школа Вилейского района»
2021/2022 учебный год
Цель: повышение социальной активности учащихся в решении вопросов охраны окружающей среды; изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.
Сроки исследования: март-апрель 2022
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
5.1. |
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования. 2. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. 3. Составить отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. |
1. Проведена работа по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования. 2. Выявлены причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. 3. Составлен отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха, размещен на сайте учреждения образования. 4. Фотоотчет. |
Этапы выполнения:
Методика исследований
Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязненности атмосферы
Методика индикации чистоты атмосферы по хвое сосны стоит в следующем. С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5 деревьев сосны в 15–20–летнем возрасте мы отобрали 100 пар хвоинок второго и третьего года жизни. Определив класс повреждения и продолжительность жизни хвои, можно оценить класс загрязнения воздуха по следующей таблице:
Максимальный возраст хвои |
Класс повреждения хвои на побегах 2-го года жизни |
||
1 |
2 |
3 |
|
4 |
I |
I - II |
III |
3 |
I |
II |
III - IV |
2 |
II |
III |
IV |
1 |
- |
IV |
V - VI |
Условные обозначения класса загрязнения воздуха:
I – идеально чистый, IV – загрязнённый (“тревога”),
II – чистый, V – грязный (“опасно”),
III – относительно чистый (“норма”), VI – очень грязный (“вредно”).
Виды повреждения и усыхания хвои могут быть следующими: Рис. 1. Виды повреждения и усыхания хвои: а — хвоя без пятен (КП1), нет сухих участков (КУ1); б — хвоя с небольшим числом мелких пятен (КП2),нет сухих участков (КУ1); в - хвоя с большим числом черных и желтых пятен (КПЗ), усох кончик 2—5 мм (КУ2); г - усохла треть хвои (КУЗ); д - усохло более половины длины хвои (КУ4); е — вся хвоя желтая и сухая (КУ4); КП - класс повреждения (некрозы); КУ — класс усыхания хвои
По результатам исследований заполняется итоговая таблица.
Методика определения степени загрязнения воздуха по лишайникам
В лихеноиндикационных исследованиях в качестве субстрата используются различные деревья. Для оценки загрязнения атмосферы города, районного центра, поселка выбирается вид дерева, который наиболее распространен на исследуемой территории. Например, в качестве субстрата может быть использована рябина обыкновенная. Поселок делят на квадраты, в каждом из которых подсчитывается общее число исследуемых деревьев и деревьев, покрытых лишайниками. Отмечают, какие виды лишайников встретились на площадке, какой процент общей площади занимает каждый растущий там вид. Кроме того, указывают жизнеспособность каждого образца: есть ли у него плодовые тела, здоровое или чахлое слоевище. На каждом дереве описывают минимум четыре пробные площадки: две у основания ствола (с разных его сторон) и две на высоте 1,4— 1,6 м. Обследование можно провести по наличию какого-то одного вида лишайников на данной территории, или собрать информацию о его обилии в разных точках, или подсчитать количество всех видов лишайников, произрастающих в районе исследования. Кроме выявления видового состава, определяют размеры розеток лишайников и степень покрытия в процентах. Оценка встречаемости и покрытия дается по пятибалльной шкале.
Таблица оценки частоты встречаемости и степени покрытия по пятибалльной шкале
Таким образом, для каждой площадки описания и для каждого типа роста лишайников кустистых, листоватых и накипных выставляются баллы встречаемости и покрытия. После проведения исследований на нескольких десятках деревьев делается расчет средних баллов встречаемости и покрытия для каждого типа роста лишайников — накипных (Н), листоватых (Л) и кустистых(К). Определение класса загрязнения определяется по лишайникам, растущим на стволах взрослых деревьев (30 – 35 летнего возраста). Молодые деревья для этого не подходят, так как на них кора ежегодно слущивается и лишайники не успевают их заселять.
Оценка лишайникового покрова.
Число видов |
Цвет и характер роста |
Класс загрязнения воздуха |
||||
серый |
желтый |
|||||
накипной |
листоватый |
кустистый |
накипной |
листоватый |
||
4 -6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
3 |
1 |
+ |
- |
- |
- |
- |
4 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 - 6 |
Результаты исследований
Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязненности атмосферы
Участок №1(территория поселка)
Качество воздуха |
Виды повреждений |
КП-класс повреждения |
КУ-класс усыхания |
Процентное кол-во хвоинок с каждым типом повреждений |
I |
А |
КП-1 |
КУ-1 |
37% |
II |
Б |
КП-2 |
КУ-2 |
62% |
III |
В |
КП-3 |
КУ-3 |
- |
IV |
Г |
|
КУ-4 |
1% |
V |
Д |
|
КУ-5 |
- |
VI |
Е |
|
КУ-6 |
- |
Участок №2(школьная территория)
Качество воздуха |
Виды повреждений |
КП-класс повреждения |
КУ-класс усыхания |
Процентное кол-во хвоинок с каждым типом повреждений |
I |
А |
КП-1 |
КУ-1 |
80% |
II |
Б |
КП-2 |
КУ-2 |
19% |
III |
В |
КП-3 |
КУ-3 |
1% |
IV |
Г |
|
КУ-4 |
- |
V |
Д |
|
КУ-5 |
- |
VI |
Е |
|
КУ-6 |
- |
Определение видового состава лишайников и степени покрытия для оценки загрязненности атмосферы
Число видов |
Цвет и характер роста |
Класс загрязнения воздуха |
||||
серый |
желтый |
|||||
накипной |
листоватый |
кустистый |
накипной |
листоватый |
||
4 -6 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
3 |
1 |
+ |
- |
- |
- |
- |
4 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 - 6 |
Кустистые лишайники встречаются редко, что связано с незначительным загрязнением воздуха (1 из исследуемых 20 деревьев), менее 5 %, степень покрытия низкая).
Листоватые кустарники встречаются редко (на 5 из 20 деревьев), поэтому степень покрытия – низкая, частота встречаемости 25%.
Накипные лишайники встречаются часто (18 из исследуемых 20 деревьев), степень покрытия и встречаемости 90%.
Выводы
1.Загрязнённость воздуха в нашем поселке низкая.
2.На территории школы воздух чистый.
4.Оценка чистоты воздуха показала, что микрорайон поселка находится в «Зоне нормальной жизнедеятельности».
2022/2023 учебный год
Руководитель объединения по интересам учитель химии и биологии Никищенкова Наталия Георгиевна
Количество участников: 13
2023/2024 учебный год
Цель исследования: изучить экологическое стояние снежного покрова на школьной территории и возле ближайшей дороги; выяснить причины и характер загрязнений снега; по результатам работы сделать вывод о чистоте снега возле школы.
Задачи:
Сроки исследования: январь 2024
Количество участников: 13
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
5.2. |
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования. |
1. Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования. 2. Составление отчета по результатам изучения. 3. Размещение отчета на сайте учреждения образования. 4. Фотоотчет.
|
1. Изучена степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования. 2. Составлен отчет по результатам изучения. 3. Отчет размещен на сайте учреждения образования. 4. Фотоотчет. |
Школа и прилегающая к ней территория находится в поселке Партизанский Вилейского района Минской области.
Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Так как аэрозоли и газообразные примеси улавливаются атмосферной влагой, то атмосферные осадки могут быть использованы для изучения степени загрязнения атмосферы на данной территории.
Снег является накопителем загрязнений, поэтому позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев. Исходя из этого объектом изучения стал снеговой покров около школы (возле входа в здание, на территории детского сада) и на обочине дороги, проходящей у ворот школьной территории.
Результаты исследования
1. Исследования качественного анализа снега
Для определения качественного анализа снежного покрова сначала взяли пробы снега. Затем, когда снег растаял, мы определили качества талой воды. Такие как: мутность, запах, цвет. После анализа у нас получились следующие результаты.
Таблица 1. Показатели качества проб снега
Проба снега |
Прозрачность |
Цветность |
Запах |
Пробирка №1 |
прозрачная |
сверху очень слабый желтоватый |
слабый |
Пробирка №2 |
прозрачная |
не обнаружен |
нет |
Пробирка №3 |
мутная |
отчетливый |
2. Результаты химического анализа талой воды
После того как провели определение качественных характеристик талой воды мы приступили к химическому анализу оставшихся образцов растаявшего снега. Согласно методикам из каждой пробы мы взяли по несколько капель воды и подействовали ими на полоски универсального индикатора, чтобы определить рН каждого образца. А затем, для определения наличия в растворах солей, мы к каждому образцу воды прилили раствор нитрата серебра. По появлению осадка или помутнению можно судить о наличии хлорид-ионов в талой воде и соответственно в образцах снега.
Таблица 2. Результаты химического анализа проб талого снега
№ пробы |
рН |
Органические вещества |
Ионы |
||||
Fe3+ |
Pb2+ |
Cu2+ |
Cl- |
SO42- |
|||
проба №1 |
6,5 |
розовое окрашивание |
- |
- |
- |
- |
- |
проба №2 |
6,5 |
розовое окрашивание |
- |
- |
- |
- |
- |
проба №3 |
5 |
бледно-красное окрашивание |
1,0-2,5 желтовато-красное окрашивание |
- |
- |
10-30 муть |
- |
Выводы
После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов были сделаны следующим выводы:
1 Материалы и методика исследований.
1.1. Методика определения физических свойств талого снега.
Интенсивность запаха воды (при 20° С не должна превышать двух баллов) определяем по пятибалльной системе .
Таблица 1. Пятибалльная система определения интенсивности запаха
Интенсивность запаха |
Характер проявления запаха |
Оценка интенсивности запаха |
Нет |
Запах не ощущается |
0 |
Очень слабая |
Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды) |
1 |
Слабая |
Запах замечается, если обратить на это внимание |
2 |
Заметная |
Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде |
3 |
Отчетливая |
Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья |
4 |
Очень сильная |
Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению |
5 |
Таблица 2. Определение характера запаха
Характер запаха |
|
Естественного происхождения |
Искусственного происхождения |
неотчетливый (или отсутствует) |
неотчетливый (или отсутствует) |
землистый |
нефтепродуктов (бензиновый) |
гнилостный |
хлорный |
плесневый |
уксусный |
торфяной |
фенольный |
травянистый |
|
Качественную оценку цветности воды определяют в пробирке, сравнивая с образцом чистой воды при дневном освещении. Единицей цветности служат особые градусы. Цвет чистой воды не должен превышать 40* по шкале цветности. При отсутствии видимой окраски вода считается бесцветной. Это вовсе не означает, что в ней нет примесей и загрязнений, просто они не оказывают влияния на окраску воды.
Таблица 3. Определение цвета воды
Цвет сбоку |
Цвет сверху |
Не отмечен |
Не отмечен |
Не отмечен |
Очень слабый, Желтоватый |
Очень слабый, бледно-жёлтый |
Желтоватый |
Бледно-жёлтый |
Слабый жёлтый |
Бледно-жёлтый |
Жёлтый |
Бледно-жёлтый |
Интенсивно жёлтый |
1.3.Методика определения химических свойств талого снега.
Для определения реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор, полоску которого необходимо смочить в пробе и сравнить цвет со шкалой pH. Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Присутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег.
Для обнаружения органических веществ в одну пробирку наливают 5 мл дистиллированной воды, в другую – исследуемую воду. В каждую пробирку прибавляют по капле 5% перманганата калия КМnО4. В пробирке с дистиллированной водой окраска сохранится. Исчезновение окраски в исследуемой воде указывает на присутствие в ней органических веществ (иногда неорганических восстановителей).
Для определения ионов железа Fe3+ к 10 мл исследуемого талого снега прибавляют 1-2 капли соляной кислоты HCl, несколько капель пероксида водорода и 0,2 мл (4 капли) 50%-го раствора тиоцианата калия KNCS. Перемешивают и наблюдают за развитием окраски. Примерное содержание железа находят по таблице.
Таблица 4. Примерное определение ионов Fe3+ в пробах снега
Окрашивание, видимое при рассмотрении пробирки сверху вниз на белом фоне |
Примерное содержание ионов железа (Fe3+) |
Отсутствие |
менее 0, 05 |
Едва заметное желтовато-розовое |
от 0, 05до 0, 1 |
Слабое желтовато-розовое |
от 0, 1 до 0, 5 |
Желтовато-розовое |
от 0, 5 до 1, 0 |
Желтовато-красное |
от 1, 0 до 2, 5 |
Ярко-красное |
более 2, 5 |
Для определения ионов свинца Pb2+ (качественное) исследования производятся следующим образом. К 5 мл испытуемого раствора прибавить немного KI, после чего, добавив уксусной кислоты CH3COOH, нагреть содержимое пробирки до полного растворения первоначально выпавшего мало характерного желтого осадка PbI2. Охладить полученный раствор под краном, при этом PbI2 выпадет снова, но уже в виде красивых золотистых кристаллов.
Иодид калия (KI) дает в растворе с ионами свинца характерный осадок йодида свинца PbI2.
Для определение ионов меди Cu2+ (качественное) в фарфоровую чашку поместить 3-5 мл исследуемого талого снега, выпарить досуха, затем прибавить 1 каплю концентрированного раствора аммиака NH3. Появление интенсивно синего цвета свидетельствует о появлении меди.
Для определение ионов хлора Cl- (качественное) к 5 мл талого снега добавить 3 капли 10% раствора нитрата серебра AgNO3, подкисленного азотной кислотой HNO3. Образуется осадок или муть:
Для определение сульфат ионов SO42- (качественное) к 5 мл талого снега добавить 4 капли 10% раствора соляной кислоты HCl и 4 капли 5% раствора хлорида бария BaCl2. Образуется осадок или муть:
2023/2024 учебный год
Руководитель объединения по интересам учитель химии и биологии Никищенкова Наталия Георгиевна
Количество участников: 13
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
5.2. |
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования. |
1. Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования. 2. Составление отчета по результатам изучения. 3. Размещение отчета на сайте учреждения образования. 4. Фотоотчет.
|
1. Изучена степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования. 2. Составлен отчет по результатам изучения. 3. Отчет размещен на сайте учреждения образования. 4. Фотоотчет. |
Школа и прилегающая к ней территория находится в поселке Партизанский Вилейского района Минской области.
Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Так как аэрозоли и газообразные примеси улавливаются атмосферной влагой, то атмосферные осадки могут быть использованы для изучения степени загрязнения атмосферы на данной территории.
Снег является накопителем загрязнений, поэтому позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев. Исходя из этого объектом изучения стал снеговой покров около школы (возле входа в здание, на территории детского сада) и на обочине дороги, проходящей у ворот школьной территории.
Выводы
После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов были сделаны следующим выводы:
Для определение сульфат ионов SO42- (качественное) к 5 мл талого снега добавить 4 капли 10% раствора соляной кислоты HCl и 4 капли 5% раствора хлорида бария BaCl2. Образуется осадок или муть:
2021/2022 учебный год
Цель: повышение социальной активности учащихся в решении вопросов охраны окружающей среды; выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.
Сроки исследования: апрель 2022
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
5.4. |
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. |
1. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. 2. Разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. |
1. Выявлены причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. 2. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.Фотоотчет. |
Выполнение задания:
Источниками загрязнения могут быть 2 группы факторов: естественные и антропогенные.
Человеческая жизнедеятельность оказывает наибольшее влияние на атмосферу. Антропогенные источники атмосферного загрязнения: промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство, захоронения отходов.
Частицы, которые попадают в атмосферу, отличаются друг от друга своими характеристиками, зависящими от источника выбросов. Три формы загрязнителей воздуха:
Государственное учреждение образование расположено в поселке Партизанском Вилейского района Минской области. Основную часть территории поселка занимают одноэтажные жилые дома с садами и огородами, 1 парк,1 сквер. Поселок со всех сторон окружен лесом.
До 2001 года на территории поселка работал стеклозавод «Залесье», который являлся основным источником загрязнения атмосферного воздуха, почвы. Но в 2001 году завод остановил свою деятельность.
Территория поселка не имеет большую транспортную нагрузку. К основным причинам загрязнения атмосферного воздуха в поселке можно отнести выбросы вредных веществ двигателей автомобилей, пыль, бытовые отходы.
В связи с тем, что наша школа не располагается вблизи магистралей (трасса Р-28 в 2-ух километрах), не приближена к промышленным предприятиям, которые оказывают значительное воздействие на качество воздуха и на протяжении многих лет производится высадка деревьев и растений на территории школы, учреждение образования имеет экологически выгодное месторасположение. В результате исследования получили, что загрязнений воздуха на школьной территории и ее микрорайоне нет. При въезде с правой стороны школьной территории лишайников практически нет. Причиной являются автомобили, которые привозят продукты в школу, школьные автобусы, автомобили работников школы и других организаций.
ПАМЯТКИ ПО МИНИМИЗАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Сохраним лес. Массовое разрушение лесных массивов приводит к тотальному ухудшению всей экосистемы, которое несет за собой исчезновение некоторых видов флоры и фауны. Природа страдает, растения увядают, почва становится болотистой, образуются пустыни. К сожалению, полностью компенсировать нанесенный урон посадкой деревьев невозможно. Но решение есть — ежегодное увеличение площади посадок, создание системы охраны и мониторинга лесных фондов, усовершенствование мер по предотвращению лесных пожаров.
Чистый воздух в доме. Чистоту в жилых и офисных помещениях мы можем обеспечить сами и поддерживать каждый день. Большую часть жизни люди находятся именно в помещении, поэтому очень важно содержать место, где мы живем, работаем и отдыхаем, в чистоте и комфорте. Спастись от пыли в доме, даже плотно закрыв все окна и двери, — невозможно. Частицы кожи, шерсть животных, различные бактерии, грибки и другие частицы минеральных и органических веществ — всем этим мы дышим.
В зимний период в помещениях теряется влажность, становится труднее дышать. Чувствительные участки кожи начинают шелушиться, нередко отмечаются и аллергические реакции, такие как першение в горле, сухость глаз и губ. Чтобы в доме или офисе всегда был достаточный уровень влажности и чистоты воздуха, разработаны специальные устройства очистки воздуха.
Экотранспорт. В мире существует более 1 миллиарда автомобилей, на долю которых выпадает около 70% загрязнений окружающей среды. Разумное решение — переход на кары, использующие электроэнергию или экологически чистое топливо.
Рекомендации для улучшения экологического состояния школьной территории
1.Использование работниками школы, учениками велосипедов.
2.Дальнейшее озеленение школьного двора.
3.Не выбрасывай мусор и остатки еды на улицу – это приведет к гниению и загрязнению воздуха.
Рекомендации по мерам охраны леса
1.Регулярно проводить мониторинг состояния леса.
2.Отдыхающим соблюдать правила пользования лесными богатствами.
3.Проводить экологическое просвещение населения: каждый водитель должен знать, что причина дымления автомобиля – неисправность двигателя. Только за счет правильной регулировки двигателей выброс вредных веществ в атмосферу можно уменьшить до 3 раз.
4.Использовать более безвредное топливо.
2023/2024 учебный год
Руководитель объединения по интересам учитель химии и биологии Никищенкова Наталия Георгиевна
Количество участников: 13
2021/2022 учебный год
Цель: разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.
Сроки исследования: апрель 2022
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
5.5. |
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования. |
1. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования. 2. Согласовать план действий с руководством учреждения образования 3. Довести до сведения учащихся, педагогов, хозяйственных служб, родителей. 4. Разместить в общедоступном месте и на сайте учреждения образования.
|
1. Разработан план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования. 2. План согласован с руководством учреждения образования 3. План доведен до сведения учащихся, педагогов, хозяйственных служб, родителей. 4. План размещен в общедоступном месте и на сайте учреждения образования. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения
образования «Залесский учебно-
педагогический комплекс детский сад
– средняя школа Вилейского района»
_____________А.Т.Уласевич
13.04.2022
План действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения учащимися и сотрудниками
ГУО «Залесский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Вилейского района»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1. |
Составить инициативную группу по информированию сотрудников о необходимости минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне |
апрель 2022 |
Никищенкова Н.Г. |
2. |
Проводить разъяснительную работу с учащимися о мероприятиях по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне. |
постоянно |
Никищенкова Н.Г., классные руководители |
3. |
Включение в план воспитательной работы мероприятий по изучению качества атмосферного воздуха. |
август 2022 |
Заместитель директора по основной деятельности, классные руководители |
4. |
Акция «Зеленый шаг»: озеленение территории. |
сезонно |
Никищенкова Н.Г., классные руководители |
5. |
Создание памяток на тему «Минимизация загрязнения атмосферного воздуха». |
апрель 2022 |
Никищенкова Н.Г. |
6. |
Озеленение холлов и учебных кабинетов. |
сезонно |
Заведующие кабинетами, Кучко-Голубович Т.В. |
7. |
Акция «Чистый двор, чистый поселок». |
постоянно |
Завхоз, Никищенкова Н.Г., классные руководители |
8. |
Акция «Лес – наше богатство». |
апрель |
Никищенкова Н.Г., классные руководители |
9. |
Поддержание оптимальной температуры. Регулярное проветривание кабинетов. |
постоянно |
Заведующие кабинетами, техперсонал |
10. |
Запрет на сжигание мусора, травы в черте поселка. |
апрель, май 2022 |
Участники проекта |
Руководитель Н.Г.Никищенкова
2022/2023 учебный год
Количество участников: 65
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
Март, апрель 2024г. Акции «Чистый поселок», «Клумба», «Обелиск». Число участников – 90 (учащиеся, педагоги, родители, местное население)
Рейд по проверке сохранности учебников «Как живут учебники»
Октябрь, 2022г. Трудовой десант "Осенние заботы на школьном дворе"
25.11.2022. Квест "Друзья природы". В ходе игры учащиеся 1-4 классов посетили станции "Экологический десант", "Узнавалкина", "Экологический светофор", "Загадочная", "Жалобная книга Экологии".
Апрель 2023. Учащиеся 1 –11 классов, педработники, техперсонал школы приняли активное участие в акции «Неделя леса». В ГЛХУ «Красносельское» Хотенчицкого лесничества учениками 8-11 классов на территории 1,5 га была высажена сосна обыкновенная в количестве 6800 саженцев. А учащиеся 1-7 классов очищали лес от мусора.
23.03.2023. ШАГ «Я и Природа». 5-7 классы.
2021/2022 учебный год
Цель: выполнить плана действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.
Задачи:
- проводить разъяснительную работу с учащимися о мероприятиях по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне;
- проведение мероприятий по изучению качества атмосферного воздуха;
- проведение акций «Чистый двор, чистый поселок», «Лес – наше богатство» и т.п.
- озеленение холлов и учебных кабинетов, озеленение территории;
- повышение социальной активности учащихся в решении вопросов охраны окружающей среды.
Сроки исследования: сентябрь- май 2022/2023