Направление «Энергосбережение»
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Залесская средняя школа Вилейского района»
Направление «Энергосбережение»
2021/2022 учебный год
2.1 Направление «Энергосбережение»
Цель: изучение потребления электроэнергии в школе
Задачи:
-формировать у обучающихся активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов;
- изучить места потребления электроэнергии в школе;
- указать на схематическом плане здания школы основные приборы, потребляющие электроэнергию;
- указать на схематическом плане здания приборы освещения;
- разработать памятки по рациональному использованию электроэнергии;
- разработать план действий по сбережению электроэнергии в школе.
Сроки исследования: сентябрь 2021 - май 2022
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Изучение потребления электроэнергии в учреждении образования |
1. Изучить потребление электроэнергии в школе. 2. На схематическом плане здания школы указать основные приборы, потребляющие электроэнергию.
|
1. Изучено потребление электроэнергии в школе. 2. На схематическом плане здания школы указаны основные приборы, потребляющие энергию. 3. Фотоотчет. |
Этапы выполнения:
Таблица потребления электрической энергии в школе за период сентябрь – май 2022г.
Дата |
Показания (Вт) |
||
освещение |
столовая |
оборудование |
|
27.09.2021 |
062854 |
10268 |
1056 |
28.10.2021 |
063454 |
10470 |
1160 |
28.11.2021 |
064220 |
10660 |
1311 |
28.12.2021 |
064844 |
10940 |
1460 |
28.01.2022 |
065657 |
11170 |
1578 |
25.02.2022 |
066404 |
11320 |
1704 |
25.03.2022 |
067339 |
11500 |
1825 |
28.04.2022 |
068102 |
11630 |
1966 |
25.05.2022 |
068709 |
11744 |
2025 |
Таблица, в которой указаны основные приборы потребляющие электроэнергию.
№ п/п |
Название электроприборов |
Мощность, (Вт) |
Коли-чество |
Режим работы |
Место расположения |
1 |
Электроплита, электродуховка |
12 000 |
2 |
8.30 – 13.00, 14.00 – 15.00 |
Столовая |
2 |
Бойлер |
1500 |
2 |
Постоянно |
Столовая |
3 |
Бойлер |
1500 |
2 |
2 ч в неделю |
Раздевалка, туалет |
4 |
Холодильник |
1200 в сутки |
3 |
Постоянно |
Столовая |
5 |
Морозильник |
12000 |
1 |
Постоянно |
Столовая |
6 |
Электромясорубка |
1440 |
1 |
3 ч в наделю |
Столовая |
7 |
Электросковорода |
9600 |
1 |
8.30 – 13.00, 14.00 – 15.00 |
Столовая |
8 |
Компьютеры |
220 |
10 |
8.00 – 16.00 |
Кабинет информатики, кабинет директора, кабинет химии |
9 |
Принтер, сканер |
220 |
4 |
8ч в день |
Кабинет информатики, кабинет директора |
10 |
Электроутюг |
1300 |
1 |
2 ч в неделю |
Кабинет труда |
11 |
Швейная машина |
90 |
2 |
2 ч в неделю |
Кабинет труда |
12 |
Телевизор |
120 |
1 |
1 ч в неделю |
Кабинет истории |
13 |
Интерактивная сенсорная система |
242 |
1 |
25 ч в неделю |
Кабинет информатики |
14 |
Осушитель для рук |
1350 |
3 |
0.5 ч в день |
Туалеты, столовая |
15 |
Токарный станок по дереву |
350 |
2 |
1ч в неделю |
Кабинет труда |
16 |
Сверлильный станок |
550 |
2 |
1ч в неделю |
Кабинет труда |
18 |
Токарный станок по металлу |
470 |
2 |
1ч в неделю |
Кабинет труда |
18 |
Фуговально-пильный станок |
550 |
1 |
1ч в неделю |
Кабинет труда |
19 |
Муфельная печь |
1500 |
1 |
1ч в неделю |
Кабинет труда |
Отчет о выполнении задания
Результат: Проведено изучение потребления электроэнергии в учреждении образования. Определены основные приборы здания школы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы.
Список участников:
Занятие «Аудит использования электроэнергии в школе»
Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам энергосбережения, донести до учащихся, что экономия электроэнергии – экономия не комфорта, а семейного бюджета и бюджета школы, сформировать бережное отношение к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, вовлечь учащихся в полезную практическую деятельность по энерго- и ресурсосбережению в своем регионе и в школе.
Задачи:
Способы снижения электроэнергии
Энергопотребление осветительной установки за некоторый период определяется мощностью осветительного оборудования и его суммарной наработкой за этот период. Значит, снизить потребление электроэнергии возможно двумя основными способами: снижением номинальной (либо текущей) мощности освещения и уменьшением времени работы. Причем это не должно приводить к снижению качества освещения.
Снижение номинальной (установленной) мощности освещения в первую очередь означает переход к более эффективным источникам света, дающим нужные световые потоки при существенно меньшем энергопотреблении. Однако снижение номинальной мощности освещения все же имеет ограниченный потенциал энергосбережения. Например, лучшие из источников света, применяемых в настоящее время для внутреннего освещения, по характеристикам световой отдачи практически достигли предела в 96-104 лм/Вт при одновременном снижении относительных потерь в пускорегулирующей аппаратуре до 10% и менее. Стабильность этого значения также высока и в конце срока службы ламп составляет 80-95% от начального. Это относится и к современным типам светильников, реальные значения, КПД которых составляют 70-80%, а их снижение во времени незначительно.
На долговременную же перспективу можно изыскать, более существенные возможности. Эти возможности связаны с внедрением современных систем управления, регулирования и контроля осветительных установок. Применение регулируемых люминесцентных светильников позволяет эксплуатировать их при сниженной (по сравнению с номинальной) мощности. А это значит, что при неизменной установленной мощности освещения снижается текущая (фактически потребляемая) мощность и энергопотребление.
Использовать это преимущество без снижения качества освещения можно несколькими способами.
Во-первых, возможно несколько снизить световой поток (и, как результат, мощность) ламп в начальный период их эксплуатации, когда отдаваемый новыми лампами световой поток превосходит необходимое значение. По мере старения ламп он может быть плавно увеличен, что, помимо экономии электроэнергии, обеспечивает и повышенную стабильность освещения во времени.
В-третьих, если принять во внимание наличие в помещениях естественного освещения в светлое время суток, даже сниженная за счет компенсации указанных избытков освещенности мощность светильников окажется завышенной по сравнению с необходимой. Рациональным использованием дневного освещения (переходом от искусственного освещения к комбинированному) удается добиться наиболее значительной экономии энергии, так как во многие моменты времени суток светильники могут быть вообще отключены либо включены на минимальную мощность (1-10% от номинальной). Экономия электроэнергии при этом составит 25-40%.
Вот представлена сравнительная таблица КЛЛ и ламп накаливания. Данные таблицы убедительно показывает преимущество энергосберегающих ламп.
КЛЛ, Вт |
Лампа накаливания, Вт |
5 |
25 |
7 |
35 |
9 |
45 |
11 |
60 |
14 |
75 |
16 |
85 |
20 |
100 |
Но и у энергосберегающих ламп имеются свои недостатки.
Недостатки энергосберегающих ламп
Основная проблема: утилизация
Лампа накаливания – это источник искусственного света, преобразовывающий электрическую энергию в световую за счет нагревания металлической спирали, так называемого тела накала. В качестве тела накала в настоящее время используется в основном спираль из вольфрама и сплавов на его основе. Конструкции ламп накаливания весьма разнообразны и зависят от назначения. Однако общими являются тело накала, колба и токовводы. В зависимости от особенностей конкретного типа лампы могут применяться держатели тела накала различной конструкции, лампы могут изготавливаться бесцокольными или с цоколями различных типов, иметь дополнительную внешнюю колбу и иные дополнительные конструктивные элементы. Срок службы лампы накаливания составляет примерно 1000 часов. При увеличение напряжения срок службы снижается. Старая добрая «лампочка-груша» с ее теплым приятным светом и сегодня для многих продолжает оставаться символом искусственного света. Такие ее качества, как простота, доступность и универсальность объясняют ее большую популярность.
Для начала поговорим о плюсах ламп накаливания.
Преимущества:
Но, а сейчас разберем ее недостатки.
Недостатки:
Из вышеперечисленного делаем вывод:
- лампы накаливания очень удобны и практичны в использовании и изготовлении, а также они фактически не наносят вреда окружающей среде Из главных недостатков можно отметить только большую затрату электроэнергии и малый (по сравнению с энергосберегающими лампами) срок работы.
Компьютерная техника также играет немаловажную роль в количество используемой энергии. Так как компьютер используется регулярно на уроках информатики, в административной работе, а также учителями при проведении уроков, причем во время перерывов компьютеры не выключаются, чтобы не тратить дополнительное время на их включение и выключение. Чтобы уменьшить расход электроэнергии, потребляемой компьютерной техникой, необходимо после завершения работы на время перерыва, перемены ставить компьютер в спящий режим, при этом количество потребляемой энергии уменьшается. Проектор выключать после его использования. Так как мощность проекторов большая, а также длительная работа проектора приводит к порче лампы, а это основная часть проектора, и для её ремонта будут необходимо дополнительные затраты.
Электричество — совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов. Термин введён английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните — Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами. Он установил, что свойством наэлектризовываться обладают и другие вещества. Начиная с XIX века электричество плотно входит в жизнь современной цивилизации. Электричество используют для освещения (электрическая лампа) и передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), а также для приведения механизмов в движение (электродвигатель), что активно используется на транспорте (трамвай, метро, троллейбус, электричка) и в бытовой технике (утюг, кухонный комбайн, стиральная машина, посудомоечная машина). В целях получения электричества созданы оснащенные электрогенераторами электростанции, а для его хранения — аккумуляторы и электрические батареи. Сегодня также электричество используют для получения материалов (электролиз), для их обработки (сварка, сверление, резка), создания музыки (электрогитара) и т.д..
Электрический ток — упорядоченное нескомпенсированное движение свободных электрически заряженных частиц, например, под воздействием электрического поля. Такими частицами могут являться: в проводниках — электроны, в электролитах — ионы (катионы и анионы), в газах - ионы и электроны, в вакууме при определенных условиях - электроны, в полупроводниках — электроны и дырки (электронно-дырочная проводимость).
Первая лампочка накаливания появилась в 1878 году. Ее изобрел Томас Эдисон.
Томас Эдисон жил и работал в Соединенных Штатах Америки всю свою жизнь. Он был самым продуктивным изобретателем из всех. За свою жизнь он запатентовал 1 093 разнообразных изобретений, включая электрическую лампу накаливания. В 1876г. он открыл первую в мире научно-исследовательскую лабораторию и назвал ее "фабрикой изобретений". Однако некоторые изобретатели обвиняли его в том, что он присваивал их открытия. В 1877г. Эдисон создал фонограф - одно из знаменитых своих изобретений. Этот аппарат записывал и воспроизводил звук. Поначалу фонограф продавали как забавную игрушку. Но затем Эдисон и другие изобретатели так его усовершенствовали, что появилась возможность записывать даже музыку.
В 1878г. английский ученый Джозеф Сван (1828-1914) изобрел электрическую лампочку. Это была стеклянная колба, внутри которой находилась угольная нить накаливания. Чтобы нить не перегорала, Сван удалил из колбы воздух. В следующем году знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон (1847-1931) также изобрел лампочку. После опытов с нитями из различных веществ он остановил свой выбор на обугленных волокнах бамбука. В 1880г. Эдисон начал выпуск безопасных лампочек, продавая их по 2,5 доллара. Впоследствии, Эдисон и Сван создали совместную компанию "Эдисон энд Сван Юнайтед Электрик Лайт компани".
В 1880-е была «война токов между Томасом Эдисоном, придумавшим постоянный ток и Николой Тесла, открывшим переменный ток. Оба хотели, чтобы их системы широко использовались, но победил переменный ток, за простоту получения, больший КПД и меньшую опасность.
В некоторых районах Южной Америки и Африки, где не было проведено электричество, можно было внутри жилища увидеть закрытые стеклянные банки, наполненные светлячками! Такие «лампы» давали на зависть яркий свет!
В пожарной дружине калифорнийского города Ливермор висит электрическая лампочка мощностью 4 ватта, работающая практически непрерывно с 1901 года. Гасла она лишь несколько раз при отключениях электричества и два раза при переезде. Современный период развития человечества иногда характеризуют через три «Э»: энергетика, экономика, экология. Энергетика в этом ряду занимает особое место.
Энергетика играет важную роль в развитии общества. Рост населения Земли с 6,5 млрд. человек в настоящее время до оценочно 8,7 млрд. к 2050 г. Будет сопровождаться ежегодным увеличением потребности энергии на 1,7%.
Поэтому перед современным обществом встал очень серьезный вопрос: какой же быть энергии будущего? Энергетика, основанная на использовании углеводородов, во многом уже исчерпала себя. Запасы же углеводородов непрерывно сокращаются, а использование их в качестве источника энергии ухудшает экологическую ситуацию на планете. Потребление энергии неудержимо растет, запасы ископаемого топлива столь же стремительно сокращаются. Необходимо срочно изыскивать новые, по возможности дешевые, обильные (вечные), достаточно мощные и экологически чистые источники энергии.
Приоритет должен быть отдан увеличению эффективности использования электроэнергии, а не росту мощности электростанций. Энергосбережение
Рост энергопотребления рождает экологические проблемы: увеличивается нагрузка на природу, истощаются природные ресурсы. А в будущем, возможно, появится дефицит энергии. А это может снизить дальнейшее развитие нашей страны.
Каждый человек должен бережно относиться к потребляемым благам цивилизации, доставляемым ему в дом воде, теплу и свету. Проблема энергосбережения актуальна не только для наших семей, школы, региона, страны, но и всего мира. Экономия электроэнергии дает возможность снизить собственные затраты и оказывать меньшее воздействие на окружающую среду. Потребность в энергии в мире постоянно возрастает. В настоящее время до 90% энергии вырабатывается от сжигания органических ископаемых — угля, нефти и газа, запасы, которых ограничены и не возобновляются. Надолго ли их хватит?
Электричество приносит нам большую пользу, т.к. оно вырабатывает энергию. Что такое энергия?
Энергосбережение - самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии. Это подход к экономии электроэнергии, основанный на использовании энергосберегающих технологий, которые призваны уменьшить потери электроэнергии.
В настоящее время энергосбережение - одна из приоритетных задач. Это связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. Внедрение энергосберегающих технологий является одним из важных шагов в решении многих экологических проблем – изменения климата, загрязнения атмосферы (например, выбросами от ТЭЦ), истощения ископаемых ресурсов и др. Энергосбережение является важным фактором, который улучшает экономические показатели и качество окружающей среды.
Энергосбережение в любой сфере сводится по существу к снижению бесполезных потерь энергии. Универсальных способов экономить электроэнергию на данный момент не существует, но разработаны методики, технологии и устройства, помогающие вывести энергосбережение на качественно новый уровень.
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
Способы энергосбережения
Энергосберегающая лампа: новый век – новый свет. Использование передовой осветительной техники (энергосберегающие лампы, осветительные системы). Преимущества энергосберегающих ламп:
1) Потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, чем ЛН, при той же светоотдаче.
2) Имеют длительный срок службы –6-8 тыс. часов и более (до 15 тыс. часов).
3) Меньше нагружают электрические сети.
4) Пожаробезопасны.
Позволяют экономить до 80 % электроэнергии. Экономичное использование освещения. Если понаблюдаете, то увидите, что многоламповая люстра на потолке обеспечивает освещение всего помещения, но ведет к нежелательному образованию тени при работе за письменным столом, швейной машиной, в уголке с игрушками, поэтому в данных случаях лучше использовать настольную лампу.
Светодиодные лампы – абсолютный лидер по качеству света, безопасности и энергосбережения. Экономия электроэнергии достигает 50% по сравнению с люминесцентными лампами и 90% -по сравнению с простыми лампами накаливания.
Срок службы светодиода достигает 50 000 часов, что в 100 раз больше срока службы лампы накаливания и в 10 раз больше срока службы компактной люминесцентной лампы. Светодиод прочен и стоек к механическому воздействию и вибрации. Светодиодная лампа, в отличие от люминесцентных ламп, не содержит ртути и других вредных веществ и не требует какого-либо специального уничтожения после использования, не мерцает, как люминесцентная лампа. Кроме того, светодиод - низковольтный электроприбор, который почти не нагревается, а значит электро- и пожаробезопасный.
Другие способы рационального использования энергии в быту:
1) Холодильник потребляет меньше электроэнергии если стоит в помещении с температурой 20 градусов, в следствие чего холодильник расходует на 6% меньше энергии, по сравнению с тем, если стоит холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая наледь в морозильнике. Поэтому холодильники без системы «No frost» необходимо своевременно размораживать. От этого он будет работать экономичней.
2) На одной кухонной утвари можно сэкономить десятки или сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
3) Осенью необходимо утеплять в доме все окна, балконы и двери, не забывать закрывать двери в подъезде, не держать форточки постоянно открытыми, на ночь закрывать занавески, чтобы удержать тепло, правильно расставлять мебель в квартире (диван и стол отставлять от батареи), чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру
4) При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40 процентов, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.
5) В семье из 4-х человек средняя месячная потребность стирки - 22 кг. Стирка при полной загрузке 5 машины (по 4,5 кг), вместо стирки при неполной загрузке (по 2 кг) 11 машин приведет к экономии 15-20 кВтч энергии в месяц.
Проверьте, необходимо ли стирать при 90 градусах С или достаточно 70-80градусов С. Экономия энергии составит при этом 0,2-0.5 кВтч на каждый процесс стирки. Выбирайте программу при стирке не только в зависимости от материала, но и с учетом загрязнения. Это позволяет экономить до 30% электроэнергии, 15л воды, до 20% стирального порошка и 25% времени, а также беречь вещи.
Наиболее экономным методом сушки остается натянутая на улице или в помещении для сушки веревка. Электросушилка не экономична.
Используйте автоматическую стиральную машинку в ночное время (при установке двухтарифного счетчика). Настройте свой домашний компьютер на экономичный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.).
6) Чтобы добиться некоторой экономии электроэнергии при глажке белья, необходимо помнить следующие моменты. Белье должно быть слегка влажным: пересушенное или слишком мокрое приходится гладить дольше, тратя лишнюю энергию. Массивный утюг можно выключить незадолго до конца работы: накопленного им тепла хватит еще на несколько минут. Белье перед глажкой лучше сортировать по типу тканей. Выбирать подходящий температурный режим, соответствующий типу ткани.
7) Особо следует остановиться на кипячении воды на электрической плите. Для рационального использования энергии необходимо налить воды ровно столько, сколько потребуется для данного случая. Совершенно неразумно наливать полный чайник, а впоследствии его подогревать.
8) Одним из условий улучшения работы электрочайника и посуды является своевременное удаление накипи. Накипь – это твёрдый осадок на внутренних стенках посуды, который образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды. Накипь обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. Кроме того, изолированные от воды слоем накипи стенки посуды нагреваются до высоких температур, при этом железо постепенно окисляется, что приводит к быстрому прогоранию посуды.
Памятка «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту»
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “завтра”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Далее учащиеся смотрят документальный фильм «Энергосбережение», затем говорят о предложенных реальных примерах по энергосбережению.
В ходе рефлексии ребятам мною было прочитано следующее стихотворение
Жить только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
Не только правнукам должна она достаться.
Энергия повсюду на земле:
В запасах нефти, газа, древесины,
В ветрах могучих, в каменном угле
И в солнечных лучах, в морских глубинах.
Давайте новый мир построим мы,
Где будет много радости и света,
Но свет от солнца, ветра и воды
И в будущем достигнем мы успеха,
А ветроустановки навсегда
Пусть атомные станции заменят,
Не будет загрязнений никогда,
И жизнь нам это к лучшему изменит.
В заключении каждый учащийся получил на память памятку.
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее - парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Викторина по энергосбережению
а) добычи 1 кг угля, б)выработки 1 литра бензина, г)добычи 1 кг золота.
а)«А», б)«В», в)«С».
а)горячей, б)холодной.
а)30%, б)40%, в)50%.
а)на 10%, б)на 20%, в)на 30%.
Ответы к викторине:
1) Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.
Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания - в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года.
2) Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год.
Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.
3) Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости добычи 1 литра бензина.
4) Во многих странах Европы дни ламп накаливания уже сочтены. Европейцы полностью отказались от них в 2012 году.
5) Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Региональная энергетическая комиссия раздела сутки на две тарифные зоны – день (с 7.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00) – и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии. Двухтарифная система учета выгодна в равной степени как абонентам, так и энергосистеме. Это позволило бы значительно снизить производственные издержки, а также отложить на некоторое время ввод новых генерирующих мощностей за счет уменьшения потребления электроэнергии в часы максимума.
6) В настоящее время почти вся европейская бытовая техника имеет специальную евронаклейку с обозначением класса энергосбережения.
К классу «А» относятся наиболее экономичные приборы. Каждому классу энергосбережения соответствует определенный уровень энергопотребления.
Например, стиральные машины (по данным компании «Самсунг»).
При загрузке 1 кг хлопкового белья и температуре 95 градусов С:
- при классе «А» расходуется 0,19 кВт•ч энергии;
- при классе «В» расходуется от 0,19 до 0,23 кВт•ч энергии;
- при классе «С» расходуется от 0,23 до 0,27 кВт•ч энергии.
7) Греть воду приходится в любом доме. Хорошо, если только для чая, а то ведь ещё приходится нагревать воду для мытья посуды, стирки. Для этого чаще всего используется электричество, даже в частных домах.
Помните, что вода, не использованная вами, успеет остыть до того, как понадобится вновь, и вы будете греть её заново. К тому же вряд ли вам нужен лишний пар в доме, который нужно оплачивать? Когда воду греют на деревенской печи, совет тоже нелишний.
8) Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чистоте!
9) При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.
10) Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. В результате - потери энергии составляют 20%.
11) При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет до 10-15%! При неправильной программе стирки – до 30%.
12) Если посуда не соответствует размерам конфорки электроплиты, теряется 5-10% энергии. Для экономии электроэнергии на электроплитах надо применять посуду с дном, которое равно или чуть превосходит диаметр конфорки. Посуда с искривлённым дном может привести к перерасходу электроэнергии до 40-60%. Использовать конфорку на полную мощность следует только на время, необходимое для закипания. После закипания пищи желательно перейти на низкотемпературный режим готовки. При приготовлении пищи желательно закрывать кастрюлю крышкой, поскольку быстрое испарение воды удлиняет время готовки на 20-30%
2021/2022 учебный год
2.2 Направление «Энергосбережение»
Цель: провести изучение расходования тепла в учреждении образования
Сроки исследования: декабрь 2021
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
2.2. |
Изучение расходования тепла в учреждении образования |
1. Изучили потребление теплоэнергии в школе. 2. На схематическом плане здания школы указали основные места потерь тепла.
|
1. Изучено потребление теплоэнергии в школе. 2. На схематическом плане здания школы указаны основные места потерь тепла. 3. Фотоотчет. |
Этапы выполнения:
№ п/п |
Месяц |
Количество расхода тепловой энергии (Гкал) |
1. |
01 октября 2021 |
370 |
2. |
01 ноября 2021 |
401 |
3. |
01 декабря 2021 |
459 |
4. |
23 декабря 2021 |
503 |
5. |
28 января 2022 |
557 |
6. |
25 февраля 2022 |
618 |
7. |
25 марта 2022 |
664 |
8. |
28 апреля 2022 |
708 |
9. |
25 мая 2022 |
731 |
Отчет
Обследовали школьное здание, выяснили, где плотно не закрыты окна, где плохо закрываются двери. Определили места, где происходит потеря тепла. Определяли с помощью свечи. На схематическом плане здания школы указали основные места потерь тепла.
Было выявлено место большой тепловой потери через дверь запасного выхода на первом этаже. Информация доведена до завхоза, дверь отремонтирована (более точное примыкание).
Окна деревянные, многие требуют замены, были утеплены традиционными материалами.
На информационных часах члены объединения выступали с информацией о результатах мониторинга.
Занятие «Аудит использования теплоэнергии в школе»
45 СПОСОБОВ ЭКОНОМИИ ТЕПЛА
ЭКОНОМИЯ ТЕПЛА В ЧАСТНОМ ДОМЕ
Для наибольшей эффективности экономии тепловой энергии в частном доме, как и на любом другом объекте, необходимо предпринять комплекс мер.
К таким мерам в данном случае относятся следующие способы теплосбережения.
Как экономить тепло в деревянном доме
Важной мерой по экономии тепла в частном доме является теплоизоляция пола. Если пол деревянный, на лагах, то между лагами необходимо уложить теплоизоляционный материал (минеральную вату, пенополистирол, керамзит, эковату или другое). Если пол бетонный – теплоизоляционные плиты укладываются под стяжку. Еще один способ утепления пола – выполнение стяжки из пенополистиролбетона. Если пол деревянный, также можно сделать сухую стяжку из керамзита и ГВЛ-плит.
ЭКОНОМИЯ ТЕПЛА В КВАРТИРЕ
Практически все меры по сбережению тепловой энергии, описанный для частного дома, могут быть применены и в квартире.
Кроме того, эффективными являются нижеприведенные способы экономии тепла.
Отметим, что в хорошо утепленной квартире достаточно обогрева в течение нескольких часов в сутки.
Осенью, весной и в теплые дни зимы можно вообще обойтись без отопления.
Для поддержания температуры достаточно тепла, которое выделяется в процессе приготовления пищи, а также другой, физической деятельности человека
ЭКОНОМИЯ ТЕПЛА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Экономии тепла в многоквартирных домах можно добиться такими способами.
Узнать про первоочередные меры повышения энергоэффективности зданий согласно требованиям Минстроя.
Утепление фасада МКД
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОНОМИИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В ШКОЛЕ И ДЕТСКОМ САДУ
В школах и детских садах могут быть использованы многие вышеописанные способы экономии энергии, связанные с утеплением стен, чердаков и ограждающих конструкций.
Кроме того, можно использовать следующие способы сбережения тепла.
Отметим, что выявить основные источники потерь тепловой энергии и устранить их позволяет грамотный энергоаудит, тепловизионное обследование вашего здания и помещений.
ЭКОНОМИМ ТЕПЛО НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сэкономить тепло на предприятиях можно следующими способами.
Кроме того, необходимо предпринять меры, описанные выше, то есть произвести остекление помещений, утепление стен, устранить щели в окнах и прочее.
ЭКОНОМИЯ ТЕПЛА В ОФИСЕ
Экономия энергии в офисе подразумевает собой выполнение тех же мер, что и в квартирах, школах и детсадах.
Кроме того, можно воспользоваться такими способами экономии тепла, которые предложены ниже.
Применение всех вышеперечисленных мер позволит снизить расходы на отопление в несколько раз, а главное – обеспечит комфортные условия проживания, обучения и труда.
2023/2024 учебный год
Цель: провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования, составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год.
Сроки исполнения: декабрь 2023
Количество участников: 17
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по ее сбережению. |
1. Проанализировать ситуацию по эффективности использования энергии в учреждении образования. 2. Составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе. |
1. Проведен анализ ситуации по эффективности использования электроэнергии в школе. 2. Составлен план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе. План согласован с руководством учреждения образования, доведен до сведения педагогов, техперсонала. |
План действий по сбережению электроэнергии и тепла
в государственном учреждении образования «Залесская средняя школа Вилейского района»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственный |
1. |
Ознакомить учащихся и коллектив школы с результатами исследования эффективности использования энергии в школе. |
декабрь |
декабрь |
2. |
Включение в планы по воспитательной работе классных руководителей тематических информационных часов, конкурсов, викторин по энергосбережению. |
постоянно |
классные руководители 1-11 классов |
3. |
Рейд по контролю за потреблением электроэнергии на территории школы. |
постоянно |
Никищенкова Н.Г. |
4. |
Соблюдение режима освещения коридоров. |
постоянно |
техперсонал |
5. |
При работе с компьютером использовать режим электросбережения. |
постоянно |
учитель информатики |
6. |
Соблюдение режима освещения классов. |
постоянно |
учащиеся |
7. |
Провести неделю экологии. |
апрель |
Никищенкова Н.Г. |
8. |
Разработать памятки «Советы экономии электроэнергии». |
декабрь |
Никищенкова Н.Г. |
9. |
Размещение табличек «Береги электроэнергию». |
декабрь |
Никищенкова Н.Г. |
10. |
Выбор оптимального режима кухонной плиты. |
постоянно |
повар |
11. |
Педагогический фестиваль идей «Как сэкономить электроэнергию?» |
март |
Никищенкова Н.Г. |
12. |
Организация постов бережливости. |
декабрь |
Никищенкова Н.Г. |
13. |
Акция «Охота за киловаттами». |
январь |
педагог-организатор |
14. |
Осуществление своевременной замены неисправностей электрооборудования, системы водоснабжения и т.п. |
постоянно |
завхоз, рабочий по комплексному обслуживанию зданий |
15. |
Вести постоянный учет потребления электроэнергии и расходования тела в школе |
постоянно |
Завхоз, Никищенкова Н.Г. |
16. |
Оптимизация режима осветления в ночное время |
постоянно |
завхоз |
17. |
Проведение разъяснительной работы с родителями по экономному расходованию тепло- и электроэнергии |
постоянно |
классные руководители 1-11 классов |
18. |
Размещение информации по экономии и бережливости на сайте учреждения образования. |
постоянно |
ответственный за сайт |
Руководитель объединения
по интересам «Зеленые школы» Н.Г.Никищенкова
2022/2023 учебный год
Руководитель объединения по интересам учитель химии и биологии Никищенкова Наталия Георгиевна
Количество участников: 13
План действий по сбережению электроэнергии и тепла
в государственном учреждении образования «Залесская средняя школа Вилейского района»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственный |
1. |
Ознакомить учащихся и коллектив школы с результатами исследования эффективности использования энергии в школе. |
сентябрь |
Никищенкова Н.Г. |
2. |
Включить в планы по воспитательной работе классных руководителей тематических информационных часов, конкурсов, викторин по энергосбережению. |
Сентябрь 2022, январь 2023 |
классные руководители 1-11 классов |
3. |
Провести изучение потребления электроэнергии дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома. |
Сентябрь 2022 – февраль 2023 |
Члены объединения «Зеленые школы» |
4. |
Соблюдать режим освещения коридоров. |
постоянно |
техперсонал |
5. |
При работе с компьютером использовать режим электросбережения. |
постоянно |
учитель информатики |
6. |
Соблюдать режим освещения классов. |
постоянно |
учащиеся |
7. |
Провести тематическую Неделю экологии. |
апрель |
Никищенкова Н.Г. |
8. |
Утеплить окна в классах и коридорах учреждения образования. |
октябрь |
Техперсонал, учащиеся школы |
9. |
Организовать посты бережливости. |
сентябрь |
Никищенкова Н.Г. |
10. |
Осуществление своевременной замены неисправностей электрооборудования, системы водоснабжения и т.п. |
постоянно |
завхоз, рабочий по комплексному обслуживанию зданий |
11. |
Вести постоянный учет потребления электроэнергии и расходования тела в школе. |
постоянно |
завхоз |
12. |
Оптимизировать режим осветления в ночное время. |
постоянно |
завхоз |
13. |
Провести разъяснительную работу с родителями по экономному расходованию тепло- и электроэнергии. |
постоянно |
классные руководители 1-11 классов |
14. |
Разместить информацию по экономии и бережливости на сайте учреждения образования. |
постоянно |
ответственный за сайт |
15. |
Провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования. |
май |
Никищенкова Н.Г. |
Руководитель объединения
по интересам «Зеленые школы» Н.Г.Никищенкова
2023/2024 учебный год
2.4. Выполнение плана по энергосбережению в учреждении образования
Цель: выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования.
Сроки реализации: 2023/2024 уч.г. (62 уч-ся)
Список участников:
22 апреля 2024. Воспитательные часы к Международному Дню Земли
Встреча с начальником Вилейского энергонадзора Мисюлём Игорем Ивановичем, который рассказал ребятам о правилах безопасности при эксплуатации электроприборов
2022/2023 учебный год
Количество участников: 65
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
Трудовой десант "Тёплая школа", сентябрь 2022
Воспитательный час "Энергосбережение" в группе продленного дня проводят члены объединения по интересам "Зелёные школы" учащиеся 8 класса Герко Валерия, Грудинко Мария. Октябрь, 2022
10.11.2022. Члены объединения "Зелёные школы" в рамках республиканской информационно-образовательной акции "Беларусь - энергоэффективная страна" подготовили и распространили среди местного населения памятки и листовки с природоохранной информацией
11.11.2022. 11ноября в мире отмечается Международный день энергосбережения. Члены объединения "Зелёные школы" для учащихся 6-11классов провели вне классное мероприятие "Энергосбережение в быту"
21 марта во 2 классе прошёл информационный час "Учимся бережливости", в ходе которого ребята ещё раз убедились, как важна в наше время экономия и бережливость. Учащиеся узнали, что не доходом люди богатеют, а расходом! И расходовать энергию и энергоресурсы надо экономно, потому что человек должен заботиться не только о себе, о своей жизни, но и о будущих поколениях, которые будут жить на нашей Земле
Информационный час в 5 классе "Использование энергии в быту"
В учреждении образования прошла встреча с начальником Вилейского энергонадзора Мисюлём Игорем Ивановичем, который рассказал ребятам о правилах безопасности при эксплуатации электроприборов. Особое внимание выступающий уделил правилам безопасного поведения во время грозы и правилам нахождения возле линий электропередач. Интересные факты представитель энергонадзора сообщил ребятам об истории электрофикации Вилейского района
14.03.2023. Информационный час в 5 классе «Береги природу».
2021/2022 учебный год
2.4. Направление «Энергосбережение»
Цель: выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования.
Сроки реализации: декабрь-май 2022г.
Список участников:
27.Ананич Юрий
28.Павлович Дмитрий
29.Завадская Диана
30.Павлюкевич Вероника
31.Вешневская Ксения
32.Ермаков Роман
33.Миликулов Влад
34.Селевич Марьян
35.Гурова Мария
36.Гуров Валентин
37.Козел Ксения
38.Мордас Яна
39.Буркович Виолетта
40.Мандрикова Полина
41.Павлюченко Илья
42.Ананич Назар
43.Сафонцев Артур
44.Лешок Алексей
45.Ермаков Дмитрий
46.Карпович Павел
47.Ананич Ангелина
48.Завадский Егор
49.Сташкевич Ия
50.Мордас Елена
51.Вишневский Матвей
52.Шитик Вадим
53.Михновец Антон
54.Жданович Карина
55.Цыбан Елизавета
56.Семеняго Варвара
57.Ввлчок Марк
58.Шахрай Даниил
59.Павлович Егор
60.Вержбицкая Вероника
61.Анасович Матвей
62.Карпович Ксения
63.Томялович Евгений
64.Павюкевич Анна
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования. |
1. Подготовить информационные плакаты на тему энергосбережения. 2. Разработать и распространить памятки по энергосбережению. 3. Организовать работу отряда «Энергопатруль». |
1. Подготовлены информационные плакаты на тему энергосбережения 2. Разработаны памятки по энергосбережению и распространены среди учащихся, педагогов, техперсонала. 3. Организована работа «Энергопатруль». 4. Фотоотчет. |
Список учащихся отряда «Энергопатруль»
1.Герко Валерия – 7 класс
2.Павлюченко Надежда – 7 класс
3.Грудинко Мария – 7 класс
4.Орлова Дарья – 7класс
Проведена разъяснительная работа с родителями по экономному расходованию тепло- и электроэнергии.
2022/2023 учебный год
Цель: изучение потребления электроэнергии в школе
Задачи:
-формировать у обучающихся и их родителей активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов;
- изучить места потребления электроэнергии дома;
- указать на схематическом плане дома основные приборы, потребляющие электроэнергию;
- разработать памятки по рациональному использованию электроэнергии;
Сроки исследования: ноябрь 2022 - февраль 2023
Количество участников: 13
Руководитель Никищенкова Н.Г.
Руководитель объединения по интересам Никищенкова Н.Г.
№ п/п |
Задание |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
Изучение потребления электроэнергии дома. Разработать памятки по рациональному использованию электроэнергии.
|
1. Изучить потребление электроэнергии дома. 2. На схематическом плане дома указать основные приборы, потребляющие электроэнергию. 3. Разработать памятки по рациональному использованию электроэнергии;
|
1. Изучено потребление электроэнергии дома. 2. На схематическом плане дома указаны основные приборы, потребляющие энергию. 3. Разработаны памятки по рациональному использованию электроэнергии; 4. Фотоотчет. |
Этапы выполнения:
Отчет о выполнении задания
Герко Валерией, учащейся 8 класса, совместно с родителями проведено изучение потребления электроэнергии дома. Определены основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность в доме площадью 80 м2 , а затем составлены таблицы электрических бытовых приборов с указанной мощностью (Таблица 2), таблица ламп освещения (Таблица3 ) всех помещений дома, таблица потребления электрической энергии дома (таблица 1) за период ноябрь 2022 – февраль 2023г.
Таблица 1. Потребление электрической энергии дома за период ноябрь 2022 – февраль 2023г.
Валерия проводила мониторинг по расходу электрической энергии в доме. Снимала показания счетчика в одно и то же время (в 21.00) и записывала показания в таблицу.
Дата |
Показания (Вт) |
30.10.2022 |
24788 |
06.11.2022 |
24888 |
13.11.2022 |
24989 |
20.11.2022 |
25074 |
27.11.2022 |
25165 |
|
377 (30.10-27.11.2022) |
04.12.2022 |
25260 |
11.12.2022 |
25330 |
18.12.2022 |
25426 |
25.12.2022 |
25510 |
|
345 (27.11-25.12.2022) |
01.01.2023 |
25610 |
08.01. 2023 |
25688 |
15.01. 2023 |
25775 |
22.01. 2023 |
25872 |
29.01. 2023 |
25960 |
|
450 (25.12-29.01.2023) |
05.02. 2023 |
26040 |
12.02. 2023 |
26140 |
19.02. 2023 |
26225 |
26.02. 2023 |
26307 |
|
347 (29.01-26.02.2023) |
Всего |
1519 |
Таблица 2. Основные приборы, потребляющие электроэнергию дома
№ п/п |
Название электроприборов |
Мощность, (Вт) |
Коли-чество |
1 |
Стиральная машина |
1700 |
2 |
2 |
Телевизор |
100 |
1 |
3 |
Микроволновая печь |
100-800 |
2 |
4 |
Ноутбук |
90 |
3 |
5 |
Пылесос |
1700 |
1 |
6 |
Утюг |
1750 |
1 |
7 |
Холодильник |
60-100 |
2 |
8 |
Морозильник |
100 |
2 |
9 |
Принтер |
10-400 |
2 |
10 |
Факс |
3-40 |
1 |
11 |
Бойлер |
1200 |
2 |
12 |
Мобильный телефон |
130-35 |
5 |
Таблица 3 Освещение всех помещений квартиры.
Помещения жилого дома
|
Тип светильника |
Виды ламп |
Количество |
Зал |
потолочные светильники |
светодиодные |
8 х 8 Вт |
Спальня |
люстра, потолочные светильники |
светодиодная, светодиодные |
1, 4 х 3 Вт |
Спальня |
потолочные светильники |
светодиодные |
4 х 3 Вт |
Спальня |
потолочные светильники |
светодиодные |
4 х 3 Вт |
Кухня |
потолочные светильники |
светодиодные |
3 х 6 Вт |
Туалет |
полтолочные светильники |
светодиодные |
1 х 3 Вт |
Прихожая |
потолочные светильники |
светодиодные |
3 х 6Вт |
Итого: 28
Вывод: Проведя исследование, выяснили количество электроприборов
и средств освещения в моем доме. Кроме этого, в ходе исследования я заметила, что телевизор очень часто включен, компьютер может также работать часто, освещение включается даже днем. Время работы
этих приборов составляет от 5 до 15 часов в сутки.
Максимум потребления электроэнергии приходится на выходные дни, так как в это время все члены семьи дома, а семья большая: мама, папа, бабушка, старшие брат и сестра и я, всего 6 человек. Среди бытовых приборов самый большой расход электроэнергии у стиральных машин (несмотря на то, что у нее класс энергоэффективности А+ и A++), затем идут холодильники, утюг, бойлер, компьютер и т.д.
Наибольшее потребление электроэнергии пришлось на январь. В это время активно использовалось электричество для освещения. Так же в это время члены семьи много времени проводили дома, поэтому практически все электроприборы использовались интенсивно.
Памятка «Способы экономии электроэнергии дома»
1.Самый эффективный метод – это замена ламп накаливания на
энергосберегающие люминесцентные или светодиодные лампы.
2.При покупке электроприборов и бытовой техники обращать внимание
на ее энергоэффективность (А+ или А++).
3.Технику, находящуюся в режиме ожидания, которой долго не
пользуются, нужно выключать (компьютер, телевизор, зарядное устройство,
СВЧ –печь, и т.д.).
4.Использовать стиральную машину при максимальной загрузке.
5.Выключать светильник или люстру, надолго выходя из комнаты.
6.В электрочайнике кипятить только необходимый объем воды и
очищать его регулярно от накипи.
7.Чаще очищать пылесборник пылесоса.
8.При длительном отсутствии или отъезде, выключать все
электроприборы, кроме холодильника.