Советы психолога

Консультация педагогам «Школьная дезадаптация и связанные с нею трудности обучения»

Поступление ребенка в пятый класс, переход от младшей к средней школе - ответственный и важный период в жизни каждого школьника. Это обусловлено изменением учебной и социальной ситуации, которая ставит перед учеником качественно новые задачи по сравнению с начальной школой. Поэтому обеспечение успешной адаптации ребенка к системе обучения в среднем звене способствует перспективности дальнейшего его личностного развития.

О феномене адаптации. Адаптация при переходе от начальной к средней школе

Адаптация - процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально- психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Проще говоря, адаптация - это процесс приспособления человека к новым социальным условиям.

Школьная адаптация - процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Данный процесс длительный и имеет физиологические, психологические и социальные аспекты.

Процесс адаптации обычно в младшем подростковом возрасте длится от шести до восьми недель. На этом этапе дети могут демонстрировать расторможенность в поведении, эмоциональную нестабильность, замкнутость, демонстративность, негативизм и т.п. У большинства детей подобные проявления исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

Одной из основных жизненных проблем образования является проблема адаптации к образовательному процессу: к новому коллективу, трудности в обучении, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и т.д.

Различные аспекты проблемы адаптации были предметом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых (Ф. Александер, Г. Балл, Г. Бенедикт, Дж. Даллард, С. Максименко, М. Мид, Н. Миллер, В. Оржеховский Р. Сирс, Т. Френч и др.), однако до сих пор весьма неоднозначно определяются критерии измерения уровней адаптации, условия и психологические механизмы ускорения данного процесса на разных возрастных этапах и в различных сферах жизнедеятельности человека, недостаточно выяснены внешние и внутренние факторы адаптации, а также вопросы о том, как влияют индивидуально ­психологические и личностные характеристики субъекта особенности его адаптации к новым условиям обучения и тому подобное.

Адаптация — это динамический процесс приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе.

Таким образом, адаптация ребенка в учреждении образования или, другими словами, школьная адаптация — это процесс приспособления и изменения психики в условиях перехода к новой системе социальных условий, новым отношениям, новому режиму. В этот период происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Школьная адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу рассматривается, как процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды средней школы, к новым условиям, содержанию и форме обучения. В результате чего устанавливается оптимальное соотношение, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной системы.

Психологический аспект адаптации - приспособление личности к образовательному процессу с учетом собственных мотивов и интересов.

Этапы прохождения адаптации:

- ориентировочный, когда в ответ на комплекс новых воздействий, связанных с изменениями условий, все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели.

- неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит определенные оптимальные или близкие к оптимальным вариантам реакций на воздействие. «Буря» начинает утихать.

- период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требует меньшего напряжения всех систем (до середины октября).

По данным исследования С. М. Дмитриевой, «психологическими особенностями адаптации пятиклассников к обучению в средней школе является повышенный уровень школьной тревожности; недостаточная учебная мотивация; несформированность адекватной самооценки».

Признаками успешной адаптации считают:

  • пребывание в спокойном, уравновешенном состоянии;
  • сдержанность, внимательность на уроках;
  • удовлетворенность ребенка процессом обучения, преобладающее положительное отношение школьника к процессу учения, положительное оценивание своих действий, результатов собственных усилий;
  • готовность к выполнению требований учителей без предварительного поощрения,
  • адекватное восприятие оценок учителя,
  • легкость и успешность усвоения программного материала, отсутствие серьезных трудностей в усвоении учебного материала;
  • активность, внимательность во время учебной деятельности, сдержанность на уроках;
  • достаточная самостоятельность ребенка при выполнении учебных заданий, обращение за помощью к взрослому только после попыток выполнить задание самостоятельно;
  • подвижность в перерывах;
  • положительное оценивание учеником собственных действий и результатов прилагаемых усилий общения с одноклассниками и учащимися старших классов,
  • удовлетворенность ребенка межличностными отношениями со взрослыми и одноклассниками.

Установлено, что переход к новому звену в средней школе сопровождается переживанием учениками школьной тревожности, доминированием целого ряда эмоций: интерес, гнев, страх, печаль, стыд, отвращение, что особенно проявляется в ситуациях стресса, вызванного необходимостью демонстрировать свои умения, проверкой их знаний, общением с новыми учителями. В течение года эмоциональное состояние большинства учащихся существенно не улучшается, а личностная тревожность со временем даже обостряется. Новые условия обучения сказываются на особенностях рефлексии учеников, уровень которой в течение их обучения в 5-м классе не повышается. В общении с учителями возникают конфликты. Пятиклассники начинают менее добросовестно относиться к учебе, их учебная активность, уровень усвоения знаний, успеваемость в начале учебного года несколько снижается, но впоследствии постепенно восстанавливается. В то же время учебная мотивация младших подростков имеет тенденцию к снижению в течение их обучения в 5-м классе. Итак, с переходом в среднюю школу не все ученики легко адаптируются к новым условиям обучения.

Низкий уровень адаптации в средней школе может быть связан как с объективными изменениями в организации образовательного процесса, так и с личностными характеристиками, характерными для младшего подросткового возраста.

К объективным изменениям в организации образовательного процесса относятся новые формы организации учебной деятельности в средних классах:

  • сам факт перехода в среднюю школу, который выдвигает новые требования к ученикам, что подчеркивается учителями и родителями;
  • проведение уроков разными учителями (отсюда несогласованность, разнообразие и качественное усложнение требований со стороны учителей; отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей участников образовательного процесса);
  • «кабинетная» система обучения;
  • увеличение учебной нагрузки (появление новых дисциплин, другой уровень преподавания материала (более теоретический), что требует нового типа мышления, увеличение количества уроков, ускорение интенсивности, внутреннего темпа урока, расширение объема учебной информации);
  • новые одноклассники (если ребенок изменил школу или в класс пришли новенькие).

Эти новые и довольно резкие изменения условий обучения в средней школе могут выступать причинами дезадаптации пятиклассников.

Критерии адаптации учащихся к образовательному процессу:

  1. индивидуально-психологические (когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент);
  2. социально-психологические (социометрический статус, эмоциональная экспансивность);
  3. учебные достижения (мотивация к обучению, успеваемость в учебе).

Когнитивный компонент адаптации к образовательному процессу заключается в ознакомлении детей, и их родителей с особенностями организации образовательного процесса, спецификой и особенностям деятельности учебного заведения (режим, график занятий, критерии оценки и т.д.), где происходит адаптационный процесс.

Уровень адаптации по этому критерию заключается в том, насколько ребенок ознакомлен и выполняет нормы и правила поведения учебного заведения.

Эмоциональный компонент характеризуется: самооценкой волевых качеств, неадекватно завышенным или заниженным показателем самоуважения, самооценкой общей психической активности, личностной и ситуативной тревожности..

Эмоциональный компонент адаптации к учебному заведению включает в себя общее эмоциональное состояние ребенка во время пребывания в учреждении образования.

Поведенческий компонент. Адаптация к образовательному процессу в поведенческой сфере состоит из следующих компонентов:

  • социальное поведение (соблюдение правил поведения в учебном заведении, соответствие общепринятым нормам и т.д.);
  • познавательная активность.

Школьная дезадаптация

Исследование проблем школьной адаптации, причин и различных форм неуспеваемости учеников, нарушений взаимоотношений с окружающими привело к появлению нового термина «школьная дезадаптация». Школьная дезадаптация - потеря ребенком учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и сверстниками, склонность к асоциальному поведению, низкая самооценка, доминирование негативного эмоционального самочувствия.

Признаками дезадаптации у пятиклассников являются:

  • усталый внешний вид ребенка;
  • скрытие эмоций, нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • отказ или стойкое негативное отношение к посещению школы;
  • резкое снижение успеваемости;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • отрицательные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • недовольство по поводу отношений с одноклассниками;
  • страх перед учителем (учителями);
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • расстройства психофизиологического характера (тревожный сон, тяжёлый подъём по утрам, частая головная боль, вялое состояние, хронически протекающая усталость), причем могут проявляться какие- то определенные либо весь комплекс расстройств;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Нарушение процесса адаптации ребенка к новым условиям обучения проявляется в дезадаптивном поведении, которое бывает двух типов:

  • поведение агрессивного типа. Оно может проявляться как атака на препятствие, как агрессия, которая может быть направлена на самого себя или на окружающих (употребление ненормативной лексики, курения, побеги из дома и школы без разрешения, нарушение норм морали, поведения и др.)
  • бегство от ситуации. При этом ребенок сосредоточивается на собственных переживаниях: самокопание, самообвинение; дети имеют тревожно-депрессивные- проявления, пониженную способность к позитивной оценке своей деятельности и т.д.

Виды школьной дезадаптации пятиклассников.

Интеллектуальная:

  • низкий уровень развития мышления;
  • несформированность познавательной мотивации;
  • несформированность учебных умений и навыков.

Поведенческая:

  • несоответствие поведения ребенка правовым и нравственным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциальность).

Коммуникативная:

  • затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (чрезмерная замкнутость или чрезмерная зависимость).

Эмоциональная:

  • тревожность и переживания по поводу посещения школы;
  • страх перед учителем.

 

О поддержке дезадаптированных обучающихся

Школьная дезадаптация - это психическое состояние ребенка, проявляющееся проблемами с дисциплиной, усвоением знаний, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. По наблюдениям специалистов, количество дезадаптированных детей в пятом классе не превышает 5-10%.

Если ребёнок не получает помощи извне и не может справиться с ситуацией, он начинает психологически защищаться через асоциальные поступки: отказывается выходить к доске, идти с утра в школу, выполнять требования учителя или становится «клоуном» т. д.

Поэтому задача состоит в том, чтобы обеспечить плавный переход от одной ступени школы к другой.

Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблема­тичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отста­ющего ученика.

Особенности новой социальной ситуации

Какие же новые социальные условия ожидают ученика?

Резкое изменение условий обучения, дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей — из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе.

Обучаясь в начальном звене школы, ученик преимущественно контактировал с одним учителем. Прежний постоянный учитель хорошо знал каждого ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности - например, особый темп деятельности, тревогу, связанную с ответом у доски, условия его жизнедеятельности и т.д. Понимал практически с полуслова.

В пятом же классе ученик сталкивается с учителями, которые его не знают. Он впервые оказывается в ситуации множественности требований, часто противоречивых. С новым учителем-предметником ученик может встречаться раз-два в неделю, и тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.

Сами учителя различаются в своей педагогической деятельности - особенностям организации урока, стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой, требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

Возрастной период 10-11  лет  характерен  переходом  от  младшего школьного  возраста к отрочеству.  Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан  с  определенными  трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Психологические особенности учащихся 5 класса:

  • Замедление темпа деятельности
  • Увеличение времени на работу
  • Отвлекаемы, капризны
  • Вызывающее поведение
  • Частая смена настроения
  • Развитие теоретического мышления на начальном этапе
  • Опора на «зону ближайшего развития»
  • Децентрация

Возрастные особенности пятиклассников

  • Чувство взрослости
  • Экспериментирование
  • Фантазирование

Познавательная сфера   по-прежнему   развивается   как   ведущая. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы  и  другие новообразования: произвольность  психических процессов, способность к саморегуляции.

К 4-5-му  классу  общение  со  сверстниками  также начинает  определять многие стороны личностного  развития  ребенка.  В  этом  возрасте проявляются  притязания детей на определенное положение в системе деловых  и  личностных  взаимоотношений  в  классе,   формируется достаточно    устойчивый    статус   ученика.   Именно   характер складывающихся взаимоотношений с  товарищами,  а  не  только  его успехи  в  учебе  и  отношения с учителями,  во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.

Существенно меняется также характер самооценки  школьников  этого возраста.  Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась   учителем   на   основании    результатов    учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми,  при этом во внимание принимаются те качества ребенка,  которые проявляются в общении.

Важной задачей для  ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения,  в чем  ему  обязаны  помочь  педагоги  и  психолог.  Ребенок  должен сохранить   самоуважение,   даже  несмотря  на  то,  что  учитель математики ставит ему плохие оценки.  Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием  им  своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа -Я.  Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас  не  все  ладится  с учебой,  то виновата в этом не плохая учительница,  а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы  или  принять  их.

Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома, находить дополнительную литературу.

И если ребенок научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Памятка

 

Рекомендации учителю, педагогам, работающим с пятиклассниками

 

  1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
  2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
    • готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
    • правильность оформления тетради, различных видов работ;
    • требования к ведению дневника;
  3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
    • начинать урок со звонком;
    • готовиться к уроку на перемене;
    • прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
    • поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
  4. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
  5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

          Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

  1. Учитель-предметник должен помнить, что урок в пятом классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
  2. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
  3. Новые виды деятельность должны сопровождаться четкими инструкциями.
  4. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
  5. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

 

Примерная памятка родителям пятиклассников

Уважаемый родитель

  1. Помните, от вашего эмоционального и декларируемого отношения к школе, к процессу учения во многом зависит эмоциональное благополучие вашего ребенка в школе, его желание учиться, дружить с одноклассниками, принимать своих учителей.
  2. Не связывайте свою любовь к ребенку с успешностью в учебной деятельности. Ваши ожидания от его успехов в школе должны соответствовать его интеллектуальным и физиологическим возможностям.
  3. Наблюдайте за ребенком, за эмоциональным состоянием, сном, соматическим состоянием.
  4. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.
  5. В случае изменения эмоционального фона ребенка, появления тревожности, замкнутости и т.п. обращайтесь к школьному психологу. Ваши наблюдения в семье помогут психологу более адресно составить направления коррекционной работы с Вашим ребенком.
  6. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  7. Исходя из особенностей деятельности ребенка, вместе с ним составьте распорядок дня. Планируйте время на свободное общение со сверстниками, контролируйте пребывание ребенка в социальных сетях.
  8. Помогайте ребенку первое время выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Посещайте школьные мероприятия. Это важно для ребенка.

свернуть