Реализация проекта
«Школа-территория здоровья»
в ГУО «Залесская
средняя школа Вилейского района»
ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Сложившаяся неблагоприятная экологическая обстановка, наряду с иными факторами оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья всех категорий населения города и района, приводя к общему снижению их иммунитета.
Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания учреждений образования и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение, как физическое, так и психологическое, становится актуальным.
Здоровые дети учатся лучше, а здоровые учителя лучше работают и являются активными участниками в укреплении социального капитала и грамотности в вопросах здоровья.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Многие дети приходят в школу с уже ослабленным здоровьем, а процесс обучения требует от ребенка значительных физических и нервно-психологических затрат.
Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная. Здоровье ребенка связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
В связи с этим для реализации проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: вооружение учащегося необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.
Задачи работы учреждения образования в рамках реализации проекта:
Регулярное наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием учебного заведения.
Организация медико-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Мониторинг здоровья.
Организация социально-психологического сопровождения образовательного процесса для своевременной профилактики психических и физических заболеваний.
Формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни и воспитание у них ответственного отношения к нему, а также профилактика вредных привычек.
Организация полноценного сбалансированного питания с учётом особенностей состояния здоровья учащихся.
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения учащихся, использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Содействие социализации выпускников средней школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности.
Направления работы:
v Профилактика возникновения нарушений зрения.
v Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата.
v Оптимизация двигательной активности детей и подростков.
v Организация рационального питания для профилактики нарушений обмена веществ.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование разделов
|
Содержание
|
Название проекта
|
«Школа - территория здоровья»
|
Статус проекта
|
школьный
|
Сроки реализации проекта
|
2021-2024 учебный год
|
Участники проекта
|
Учителя, воспитатели, учащиеся, родители, администрация, пассивные участники, медицинские работники
|
Цель и задачи проекта
|
Формирование целостной системы культуры здоровья обучающихся, родителей и педагогов. Создание модели образовательного пространства школы, как школы-территории здоровья, формирующей культуру здоровья.
§ воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
§ организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
§ формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;
§ организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;
§ диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
§ поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
§ повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни.
|
Краткое описание проекта
|
Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
Проект включает: обоснование актуальности проекта; цели и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации; смету расходов; ожидаемые результаты.
|
Этапы реализации проекта
|
Подготовительный (проектировочный) этап –сентябрь 2021 г.
Формирующий этап – октябрь 2021 г.
Практический (основной ) этап – октябрь 2022 г. – май 2024 г.
Обобщающий этап – июнь 2024 г.
|
Ожидаемые результаты
|
§ Сохранение и укрепление здоровья учащихся школы через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
§ Включение учащихся школы в деятельность физкультурно-спортивных секций.
§ Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
§ Сохранение и укрепление здоровья учащихся школы и педагогических работников через реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
§ Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:
- сохранения контингента обучающихся отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;
- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);
§ Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, приобретение необходимого спортивного инвентаря).
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели:
- формирование целостной системы культуры здоровья обучающихся, родителей и педагогов;
- создание модели образовательного пространства школы, формирующей культуру здоровья.
Задачи:
- воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
- формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;
- организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;
- диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
- поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
на 2021/ 2022 учебный год
№
|
Содержание мероприятий
|
Сроки выполнения
|
1
|
Утверждение плана проекта
Общешкольное мероприятие «Весёлые старты»
|
сентябрь
|
2
|
Организация и проведение утренней гимнастики
|
сентябрь-май
|
3
|
Организация и проведение динамической перемены
(начальные классы)
|
сентябрь-май
|
4
|
Систематическое проведение физкультурных минуток
(1-9 классы)
|
в течение всего периода
|
5
|
Создание комнаты психологической разгрузки
|
в течение года
|
6
|
Организация спортивно-массовых мероприятий в рамках Единых дней здоровья
(1 раз в месяц массовое спортивное мероприятие, согласно календарю спортивно-массовых мероприятий)
|
сентябрь-май
|
7
|
Организация и проведение смотра – конкурса «Самый здоровый класс»
Оценка показателей здоровья
|
в течение года
|
8
|
Диагностика состояния уровня физической подготовленности и физического развития учащихся школы
|
в течение года
|
9
|
Спортивная эстафета «Осенние забавы»
Анкетирование, мониторинг с целью выявления актуальности проекта для учащихся
Социально-психологический опрос обучающихся на выявление у них разнообразных интересов.
|
октябрь
|
10
|
Беседа с медицинским работником на тему: «Профилактика гриппа, ОРВИ»
|
ноябрь
|
11
|
Лыжные эстафеты
Классные часы по здоровому образу жизни
Конкурс плакатов на тему: «Нет вредным привычкам»
|
декабрь
|
12
|
Круглый стол для учителей по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания детей»
Конкурс листовок на тему: «Жизнь – здоровье, береги его».
Флешмоб по пропаганде ЗОЖ «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни»
|
январь
|
13
|
Командные соревнования среди учащихся 6-9 классов
(пионербол, баскетбол, лыжные эстафеты)
Общешкольное мероприятие «Праздник пяти олимпийских колец»
|
февраль
|
14
|
День здоровья «Мама, папа, я- спортивная семья»
Спортивный праздник «Путешествие в Простоквашино»
|
март
|
15
|
Всемирный День здоровья
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в формировании ЗОЖ у детей»
Конкурс рисунков на тему: «Витамины рядом с нами»
Спортивный праздник «Путешествие в страну Здоровья»
|
апрель
|
16
|
Подвижные игры на свежем воздухе «Движение-путь к совершенству».
Анкетирование, мониторинг
Социально-психологический опрос обучающихся
Подведение итогов работы проекта
|
май
|
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
на 2022/2023 учебный год
№
|
Содержание мероприятий
|
Сроки выполнения
|
1
|
Утверждение плана мероприятий по реализации проекта
Командные соревнования «От старта до финиша»
День рекордов
|
сентябрь
|
2
|
Организация и проведение утренней гимнастики
|
сентябрь-май
|
3
|
Организация и проведение динамической перемены
(начальные классы)
|
сентябрь-май
|
4
|
Систематическое проведение физкультурных минуток
(1-11 классы)
|
в течение всего периода
|
5
|
Создание комнаты психологической разгрузки
|
в течение года
|
6
|
Организация спортивно-массовых мероприятий в рамках Единых дней здоровья
(1 раз в месяц массовое спортивное мероприятие, согласно календарю спортивно-массовых мероприятий)
|
сентябрь-май
|
7
|
Организация и проведение смотра – конкурса «Самый здоровый класс»
Оценка показателей здоровья учащихся
|
в течение года
|
8
|
Диагностика состояния уровня физической подготовленности и физического развития учащихся школы
|
в течение года
|
9
|
Спортивный праздник «Путешествие в замок Спорта»
Внеклассные мероприятия по профилактике вредных привычек для учащихся 6-9-х классов
Внеклассное мероприятие для учащихся 4-х класса «Здоровым быть здорово»
|
октябрь
|
10
|
Классные часы о здоровой и полезной пище
|
ноябрь
|
11
|
Флешмоб «Знаем сами и научим, как сделать свое здоровье лучше!»
Соревнования «Лыжня зовёт»
Круглый стол «Значение природы для здоровья и отдыха человека» (с участием мед. работника)
|
декабрь
|
12
|
Смотр-конкурс «Самый спортивный класс»
Конкурс рисунков-плакатов на тему: «Если хочешь быть здоров».
|
январь
|
13
|
Родительский университет на тему: «Сколько времени можно проводить у телевизора».
Спортивный праздник «Здоровому образу жизни – да!да!да!»
|
февраль
|
14
|
Брейн-ринг «Табак-убийца»
Выпуск буклета «Осанка - стройная спина»
|
март
|
15
|
Спортивное мероприятие «Жизнь=здоровье+семья+учеба+друзья»
|
апрель
|
16
|
Анкетирование, мониторинг
Социально-психологический опрос обучающихся
Подведение итогов работы проекта за учебный год
|
май
|
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Сохранение и укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
- Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
- Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:
- сохранения контингента обучающихся, отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;
- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики).
Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, приобретение необходимого спортивного инвентаря).